Сделать стартовойСделать закладку
English
 

   

  Активные хобби
Земля :
   - Рестлинг
   - Гольф
   - Коррида
   - Бодибилдинг
   - Volley-Socks
                         далее...
Вода :
   - Подводная охота
   - Водное поло
   - Прыжки в воду
   - Виндсерфинг
   - Дайвинг
                         далее...
Небо :
   - Кайтинг
   - Парапланы
   - Дельтапланы
   - Парашютный спорт
   - Самолеты
                         далее...
Горы :
   - Сноуборд
   - Альпинизм
   - Скалолазание
   - Ледолазание
   - Горные лыжи
                         далее...
Душа :
   - Коллекционирование
   -  Охота
   - Рыбалка
   - Путешествия
:
                         далее...
  Творческие хобби
   - Вязание
   - Нумизматика
   - Рукоделие
   - Кулинария
   - Садоводство
                         далее...
  Нетрадиционные хобби
  Фотогалерея
  Обои для рабочего стола
  Организации
  Поиск
  Гостевая книга
  Поделись опытом
Свежий выпуск новостей
Конструктор для сайтов
Места отдыха в России
 
 
Хобби и увлечения \\ Активные хобби \\ Вода \\ Яхты \\ Теория Яхт \\ Общая теория \\
 
Различия яхт по паруснову вооружению

Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных судов различается главным образом по форме основных парусов.


Большие парусные суда носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным ветром: к ветру оно может идти только под большим углом-порядка 60-70о. На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных, но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный парус, называемый брифоком.


Спортивные парусные яхты вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании против ветра, чем прямые паруса.


Различают несколько видов косых парусов.


Четырехугольный гафельный парус (рис. 1, в и 2, а) имеет гафель-наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя - к гику, горизонтальному рангоутному дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира) соединено с мачтой. Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем (часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.


На маленьких яхтах, преимущественно на открытых парусных тузиках- динги, иногда ставят рейковые или шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту (рис. 1, а), или шпринтом-шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним-в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе 'Оптимист' (рис. 1. 6).


Лет 40-50 назад почти все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые в обращении и обеспечиваюшие лучшие тяговые качества треугольные бермудские, паруса.


Бермудский парус (рис. 1, г) не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передння шкоторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса, - к гику.


По числу мачт яхты подразделяют на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением-это кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна. Спортивные яхты редко имеют больше двух мачт. Исключительным в практике гонок было участие в гонках одиночников через Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной яхты-шхуны 'Вандреди 13' длиной 39м и парусностью около 100 м.кв.


Кэт имеет одну мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно близко к носу. Кэт- очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах- парусностью до 8-10 м2. При большей Парусности оно неудобно-парус получается высокмм, поэтому и сила давления ветра на паруса приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной остойчивостью.


В СССР и в большинстве европейских стран кэт (рис. 1)-господствующее вооружение гоночных швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы классов'ОК'. "Оптимист" и "Финн"). Для снижения высоты парусности и повышения остойчивости яхты малого и среднего размера (парусностью до 60м2) чаще всего вооружают шлюпом (рис. 2).


Шлюп - это вооружение, при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый стакселем. Шлюп может быть гафельный или бермудский.


Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера. Среди бермудских шлюпов можно выделить две разновидности: нормальный бермудский шлюп, (или, как его часто называют, 'три четверти', так как стаксель обычно достигает 75-80% высоты мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты). Первая разновидность характерна для гоночных, а вторая - для крейсерско-гоночных яхт (рис. 2, б и в).


Промежуток между мачтой и стаксель-штагом называется передним треугольником.


Когда парусность больше 60-80м2, ее делят между большим числом парусов. Тогда применяют тип вооружения, называемый тендером. Тендер (рис. 3) несет в переднем треугольнике два или больше передних парусов, чем и отличается от шлюпа. Эти паруса называются: стаксель (ближний к мачте внизу), кливер (впереди стакселя) и кливер-топсель (или летучка) который ставится у самого топа мачты.


Тендеры, как и шлюпы, могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка к мачте сверху, которую можно опускать).


Двухмачтовые вооружения (рис. 4) применяют на крупных, крейсерских яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Чисто морские преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса можно приспособится к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.


Не очень крупные крейсерские яхты (50-100 м2) в большинстве случаев вооружают иолом или кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля. Парус на этой мачте называется бизанью. Иолы могут быть как гафельные. так и бермудские. Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафельный грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань- гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8 - 10% общей площади парусности яхты.


Кэч отличается от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и тем, что бизань - мачта стоит впереди головки руля.


Как и иол, кэч может быть бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется тогда большим бизань стакселем. Такие кэчи называют стаксельными (рис. 4, б). Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота с одного борта на другой.


На иолах бизань скорее воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.


Шхуна имеет заднюю мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется фок-мачтой, а задняя - грот-мачтой. Паруса называются соответственно фок и грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний). Существует разновидность бермудской шхуны-стаксельная шхуна (рис. 4, г). Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок - и грот-мачтами (междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты - парусностью более 150-200 м2.


Рис. 1. Кэты.
5


а - гафельный


а - рейковый

Рис. 3. Тендер.


а - бермудский иол

6


б - бермудский обычный (класс "470")


б - шпринтовый


б - стаксельный кэч

7


в - бермудский с топовым стакселем


в - гафельный ("Оптимист")


в - гафельная шхуна

Рис. 2. Шлюпы
8


а - гафельный


г - бермудский ("Фин")



г - бермудская гафельная шхуна

9


б - бермудский

  

Виды современного ремонта квартиры
В зависимости от желаемого качества ремонта, используемых материалов и технологий различают несколько видов ремонта: экономичный ремонт, ремонт по евростандарту и ремонт класса люкс
Как животные воспринимают человеческую музыку
Существует расхожее мнение о том, что человек царь природы, венец творения создателя и что только человеку присуще творчество, возможность наслаждаться произведениями искусства
В поисках элитной мебели
Вам необходима элитная мебель из Италии? Тогда эта статья для вас
Ссылки по теме:
  • Теория Яхт
  • Различия яхт по паруснову вооружению
  • Типы парусных судов
  • Знаменитые парусные и гребные суда
  • Готовые модели парусных судов
    • Организации
      - Производители
      - Магазины
      - Интернет - магазины
      - Клубы и секции
      - СМИ
      - Спортивные организации
      Поделись опытом
      Фотогалерея
      БоулингСквош