Сделать стартовойСделать закладку
English
 

   

  Активные хобби
Земля :
   - Рестлинг
   - Гольф
   - Коррида
   - Бодибилдинг
   - Volley-Socks
                         далее...
Вода :
   - Подводная охота
   - Водное поло
   - Прыжки в воду
   - Виндсерфинг
   - Дайвинг
                         далее...
Небо :
   - Кайтинг
   - Парапланы
   - Дельтапланы
   - Парашютный спорт
   - Самолеты
                         далее...
Горы :
   - Сноуборд
   - Альпинизм
   - Скалолазание
   - Ледолазание
   - Горные лыжи
                         далее...
Душа :
   - Коллекционирование
   -  Охота
   - Рыбалка
   - Путешествия
:
                         далее...
  Творческие хобби
   - Вязание
   - Нумизматика
   - Рукоделие
   - Кулинария
   - Садоводство
                         далее...
  Нетрадиционные хобби
  Фотогалерея
  Обои для рабочего стола
  Организации
  Поиск
  Гостевая книга
  Поделись опытом
Свежий выпуск новостей
Конструктор для сайтов
Места отдыха в России
 
 
Хобби и увлечения \\ Активные хобби \\ Вода \\ Яхты \\ Теория Яхт \\ Общая теория \\
 

Различия яхт по паруснову вооружению


загрузка...
Типы парусного вооружения довольно разнообразны и зависят в основном от условий, в которых предстоит плавать судну, и от его размеров. Вооружение парусных судов различается главным образом по форме основных парусов.


Большие парусные суда носили (да и сейчас носят) так называемые прямые паруса. Они имеют форму трапеции и поднимаются на горизонтальных реях, располагаясь симметрично мачте и перед ней. Под такими парусами судно идет хорошо только с попутным ветром: к ветру оно может идти только под большим углом-порядка 60-70о. На спортивных яхтах прямые паруса не применяются в качестве основных, но на крупных крейсерах иногда на попутных курсах ставят прямой дополнительный парус, называемый брифоком.


Спортивные парусные яхты вооружают исключительно косыми парусами, которые располагаются по одну (заднюю) сторону мачты и передней кромкой крепятся к ней. Косые паруса обеспечивают значительно лучше тяговые характеристики при плавании против ветра, чем прямые паруса.


Различают несколько видов косых парусов.


Четырехугольный гафельный парус (рис. 1, в и 2, а) имеет гафель-наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающееся в мачту. К гафелю крепится верхняя шкаторина (кромка) паруса. Передняя шкаторина паруса крепится к мачте, а нижняя - к гику, горизонтальному рангоутному дереву, которое при помощи вертлюга (шарнира) соединено с мачтой. Разновидностью гафельного паруса является парус гуари с очень длинным гафелем (часто длиннее гика и даже мачты), стоящим почти вертикально.


На маленьких яхтах, преимущественно на открытых парусных тузиках- динги, иногда ставят рейковые или шпринтовые паруса. У них гафель заменяется рейком, к которому привязывается верхняя шкаторина паруса, а его передний конец свободно выходит вперед за мачту (рис. 1, а), или шпринтом-шестом, который растягивает парус, упираясь нижним концом в мачту, а верхним-в угол паруса по диагонали, как на детском швертботе 'Оптимист' (рис. 1. 6).


Лет 40-50 назад почти все яхты вооружались гафельными парусами. Сейчас применяют более простые в обращении и обеспечиваюшие лучшие тяговые качества треугольные бермудские, паруса.


Бермудский парус (рис. 1, г) не имеет гафеля, что облегчает его постановку. Передння шкоторина его крепится к мачте, а нижняя, как и у гафельного паруса, - к гику.


По числу мачт яхты подразделяют на одномачтовые и двухмачтовые. Суда с одномачтовым вооружением-это кэт, шлюп и тендер; с двухмачтовым-иол, кэч и шхуна. Спортивные яхты редко имеют больше двух мачт. Исключительным в практике гонок было участие в гонках одиночников через Атлантику в 1972 г. трехмачтовой стаксельной яхты-шхуны 'Вандреди 13' длиной 39м и парусностью около 100 м.кв.


Кэт имеет одну мачту и один парус, называемый гротом. Мачта у кэта помещена сравнительно близко к носу. Кэт- очень простое вооружение, но применяется оно только на небольших яхтах- парусностью до 8-10 м2. При большей Парусности оно неудобно-парус получается высокмм, поэтому и сила давления ветра на паруса приложена сравнительно высоко. Яхту приходится делать широкой, с повышенной остойчивостью.


В СССР и в большинстве европейских стран кэт (рис. 1)-господствующее вооружение гоночных швертботов-одиночек, управляет которым один человек (например, швертботы классов'ОК'. "Оптимист" и "Финн"). Для снижения высоты парусности и повышения остойчивости яхты малого и среднего размера (парусностью до 60м2) чаще всего вооружают шлюпом (рис. 2).


Шлюп - это вооружение, при котором яхта кроме грота несет еще один передний парус, называемый стакселем. Шлюп может быть гафельный или бермудский.


Бермудский шлюп сейчас самое распространенное вооружение для яхт малого и среднего размера. Среди бермудских шлюпов можно выделить две разновидности: нормальный бермудский шлюп, (или, как его часто называют, 'три четверти', так как стаксель обычно достигает 75-80% высоты мачты) и бермудский шлюп с топовым стакселем (стаксель поднимается по штагу, идущему на самый топ мачты). Первая разновидность характерна для гоночных, а вторая - для крейсерско-гоночных яхт (рис. 2, б и в).


Промежуток между мачтой и стаксель-штагом называется передним треугольником.


Когда парусность больше 60-80м2, ее делят между большим числом парусов. Тогда применяют тип вооружения, называемый тендером. Тендер (рис. 3) несет в переднем треугольнике два или больше передних парусов, чем и отличается от шлюпа. Эти паруса называются: стаксель (ближний к мачте внизу), кливер (впереди стакселя) и кливер-топсель (или летучка) который ставится у самого топа мачты.


Тендеры, как и шлюпы, могут быть гафельными и бермудскими. Гафельные тендеры чаще всего имеют мачту не цельную, а состоящую из двух частей: мачты и стеньги (надставка к мачте сверху, которую можно опускать).


Двухмачтовые вооружения (рис. 4) применяют на крупных, крейсерских яхтах, где для уменьшения крена важно иметь еще более низкую парусность, чем у тендеров. Кроме того, распределение общей парусности на несколько парусов облегчает работу экипажа с ними, что особенно важно на яхтах, совершающих дальние плавания. Чисто морские преимущества двухмачтовых яхт весьма велики: уборкой тех или иных парусов можно сразу уменьшить парусность, а комбинируя эти паруса можно приспособится к большому диапазону сил ветра без взятия рифов.


Не очень крупные крейсерские яхты (50-100 м2) в большинстве случаев вооружают иолом или кэчем. Иол имеет короткую заднюю мачту (бизань-мачту), которая установлена позади головки руля. Парус на этой мачте называется бизанью. Иолы могут быть как гафельные. так и бермудские. Заметим, что для всех двухмачтовых яхт с косыми парусами вид вооружения определяется формой грота. Так, если иол имеет гафельный грот, он называется гафельным, независимо от того, какая на нем бизань- гафельная или бермудская. Площадь бизани на иоле обычно составляет 8 - 10% общей площади парусности яхты.


Кэч отличается от иола большей бизанью, имеющей площадь 15-25% от общей парусности, и тем, что бизань - мачта стоит впереди головки руля.


Как и иол, кэч может быть бермудским или гафельным. Иногда кэч имеет грот без гика, со шкотовым углом, находящимся у верхушки бизань-мачты. Нижний промежуток заполняется тогда большим бизань стакселем. Такие кэчи называют стаксельными (рис. 4, б). Бизань-стаксель может быть и у обычного кэча или иола, только в этом случае его надо убирать при перекладывании грота с одного борта на другой.


На иолах бизань скорее воздушный руль, чем парус, кроме того, в ряде случаев иол удобнее с точки зрения работы экипажа на палубе и обзора для рулевого.


Шхуна имеет заднюю мачту выше или равную передней. Передняя мачта двухмачтовой шхуны называется фок-мачтой, а задняя - грот-мачтой. Паруса называются соответственно фок и грот. Шхуны, как и прочие яхты, могут быть гафельными и бермудскими. Бермудские шхуны часто вооружены гафельным фоком (при равной с бермудским фоком высоте он может иметь большую площадь парусности, чем последний). Существует разновидность бермудской шхуны-стаксельная шхуна (рис. 4, г). Эта шхуна не имеет фока. Промежуток между фок - и грот-мачтами (междумачтовый четырехугольник) заполняется одним или несколькими косыми треугольными парусами. Шхунами, как правило, вооружают самые крупные яхты - парусностью более 150-200 м2.


Рис. 1. Кэты.
5


а - гафельный


а - рейковый

Рис. 3. Тендер.


а - бермудский иол

6


б - бермудский обычный (класс "470")


б - шпринтовый


б - стаксельный кэч

7


в - бермудский с топовым стакселем


в - гафельный ("Оптимист")


в - гафельная шхуна

Рис. 2. Шлюпы
8


а - гафельный


г - бермудский ("Фин")



г - бермудская гафельная шхуна

9


б - бермудский

  

Утренняя зарядка: как себя мотивировать? Утренняя зарядка: как себя мотивировать?
Вы внутренне ещё не готовы для утренней тренировки? Нет проблем! Мы можем предложить вам несколько хороших причины, которые позволят вам выпрыгнуть из постели. Прежде чем мы огласим "список выгод" утренних упражнений, важно, чтобы вы понимали долгосрочные преимущества физической активности
Парфюмер Франсис Куркджян создал новые уникальные духи Парфюмер Франсис Куркджян создал новые уникальные духи
Известный парфюмер Франсис Куркджян, прославившийся созданием эксклюзивных ароматов сотворил новые уникальные духи MCY 105, которые были выпущены в считанных экземплярах
Лучший заработок - ставки на спорт на www.stavkisport.com! Лучший заработок - ставки на спорт на  www.stavkisport.com!
Ставки на спортивные состязания были популярными еще с древних времен
Ссылки по теме:
  • Теория Яхт
  • Различия яхт по паруснову вооружению
  • Типы парусных судов
  • Знаменитые парусные и гребные суда
  • Готовые модели парусных судов
    • Организации
      - Производители
      - Магазины
      - Интернет - магазины
      - Клубы и секции
      - СМИ
      - Спортивные организации
      Поделись опытом
      Фотогалерея
      СпелеологияКоррида