|
Определить конструкцию двигателя, имеющего номер, значительно легче. Схема позволяет узнать все, что нужно: размер (650 куб.см-701 куб.см или 1051куб.см-1131куб.см), выходная мощность (62л.с.-70л.с. или 110л.с.-135л.с.), даже степень сжатия (6.8:1 - 7.2:1) или пиковые уровни оборотов в минуту (6200 - 7400). Однако, когда это касается корпуса, номера могут и обмануть. Все мы знаем, что размер играет главную роль в том, как гидроцикл исполняет трюки. Мы предполагаем, что 43-дюймовый по ширине корпус более шустрый, чем 45-дюймовый, но это не всегда так. Мы думаем, что корпус длиной 112 дюймов, более устойчив при шторме, чем 107-дюймовый, но это тоже не правило.
С корпусами даже терминология запутанная: Full V., Deep V., Modified V., Semi V., Parabolic V., Double-concave V., Multi-chine. Много таких названий как стрингеры, ребра, ступень, бортовые выступы, не говоря уже о килях. Что все это означает?
Все эти материалы и конструкции из стекловолокна или SMC, и также композитных материалов. Каждый производитель утверждает, что его процесс - лучший, самый прочный или наиболее стойкий, и какая же разница между ними?
Имеются различия не только с построением и материалами, но также и в конструкции. Нужно заметить, что даже незначительная разница в конструкции может иметь огромное влияние на ходовые качества. Комфорт, ускорение, скорость напрямую зависят от конструкции корпуса.
V
Почти все гидроциклы, представленные на рынке сегодня, используют конструкцию корпуса типа Full V или Modified V, это означает что, когда Вы смотрите на корпус спереди, то он имеет форму буквы V.
По существу, единственное различие между Full V и Modified V - в киле, т.е. в точке внизу корпуса, где эти два угла встречаются. На Modified V киль более сглажен для улучшения скорости и лучшей устойчивости при перемещении. На Full V эти две стороны более крутые, что смягчает поездку при волнении. Однако, у Full V меньшее лобовое сопротивление, которое воздействует на ускорение, но при этом аппарат имеет меньшую устойчивость на малой скорости. Именно поэтому вы увидите конструкцию корпуса Full V на трехместных гидроциклах, где устойчивость не так важна из-за большого размера корпуса.
Другой основной тип корпуса, доступный сегодня - double-concave V корпус, который использует вогнутые карманы с обеих сторон киля в носовой части, прямо под рычагами управления, чтобы создавать всасывание и лучше наклоняться аппарату в поворотах. Первоначально Jet Ski, произведенный Kawasaki использовал этот вариант, и вариации были доступны в модельном ряде до этого года.
Kawasaki была первой фирмой, использовавшей этот вариант на спортивном аппарате, включая двояковогнутые карманы на X-2. Yamaha также использовала этот вариант на WaveBlaster, и они также были первыми, кто использовал его на большом гидроцикле, WaveBlaster II. Другие примеры Sea-Doo HX, 1997 XP и Polaris Hurricane. У этих корпусов, имеющих двояковогнутые карманы, есть один недостаток - карманы создают сильное лобовое сопротивление, требуя большой мощности двигателя.
Детали
|
В то время, как дизайн большинства доступных сегодня гидроциклов однообразен, имеется широкий выбор в пилотажных характеристиках из-за различий по ширине, длине, угла V, а также вариаций формы корпуса, нижнего стрингера, формы ребер, бортовых выступов, ступени, впускной решетки и насоса. Эти различия имеют огромное влияние на пилотажные характеристики из-за относительно небольшого размера и скорости гидроцикла.
Как уже говорилось, размер играет главную роль в корпусе. Как правило, чем больше корпус, тем более устойчивый аппарат. С другой стороны, он медленнее и неповоротливее.
В дополнение к ширине и длине, рассматриваются и другие параметры:
Угол V. Иначе - затухание корпуса. Большинство моделей, доступных сегодня, имеют затухание где-нибудь между 18 и 22 градусами, хотя имеется пара моделей, у которых угол немного острее. Вообще, чем острее угол, тем активнее аппарат, но это требует больших усилий, чтобы встать. Хороший пример - новый Polaris SLX Pro, который был разработан для кольцевых гонок и имеет затухание в 24 градуса. Polaris SLX Pro в поворотах отменен, но даже с двигателем в 135 л.с., на прямой он вряд ли обгонит 115- сильный SL1050.
Также доступны модели, которые используют многоугловость киля, чтобы получить хорошую проворность и скорость. Tigershark Daytonas - хороший пример. Его многоугловый киль имеет угол в 25 градусов к нижнему стрингеру и более тупой угол в 20.5 градусов к ватерлинии.
Модель нижнего стрингера. Нижний стрингер - место, где боковые стороны аппарата встречаются. В традиционном морском смысле слова, это может также указывать изменение в угле V, так что много-угловой или любой двояковогнутый корпус могут технически называться многострингерными. Нижний стрингер имеет большое влияние на курсовую устойчивость. Вообще, чем острее угол , тем круче и активнее можно проходить повороты. Более мягкие углы делают аппарат более скользящим.
На некоторых гидроциклах, подобно WaveBlaster II, нижний стрингер расположен приблизительно на три дюйма ближе к килю. Это позволяет Вам сильнее наклоняться на аппарате. Таким образом, благодаря изменению только одного нижнего стрингера, меняются пилотажные характеристики гидроцикла.
Формы ребер. Ребра - это клиновидные выступы на корпусе, которые обеспечивают главным образом подъем аппарата. Когда вы стартуете, вода проходя через ребра, поднимает гидроцикл и за счет этого улучшает скорость. Однако, слишком большой подъем может создать осложнения. Он может делать аппарат неустойчивым на большой скорости.
Ребра также могут сыграть плохую роль в поворотах. Большие ребра с острыми углами предотвращают скольжение, но делают аппарат слишком резким. Они также могут бить по волнам, что раздражает.
Бортовые выступы. Бортовые выступы, похожие на пластины детали, находящиеся в кормовой части, имеет почти каждая модель гидроцикла, доступная сегодня. Они были добавлены к гидроциклам изначально, чтобы обеспечить подъем и управляемость задней части аппарата, но пилоты нашли и другое применение - они помогают держать корму в поворотах. В большинстве аппаратов, чем больше и глубже грани входят в воду, тем лучше.
Ступень. Вообще, чем глубже корпус в воде, тем больше лобового сопротивления и медленнее скорость. Ступень встроена в задней части аппарата так, чтобы на скорости аппарат имел меньшее соприкосновение с водой.
Впускная решетка. Это - металлические прутки, которые закрывают входную область и предотвращают всасывание грязи. Нормальную впускную решетку можно опускать пониже, чтобы предотвратить скольжение в поворотах.
|
Вероятно Вы заметили, что всегда есть <две стороны медали> при использовании различных вариантов корпуса. Активная маневренность обычно означает, что в определенной степени Вы жертвуете устойчивостью. Повороты можно делать более резкими, но при этом тяжелее удерживать аппарат. Быстрый подъем может означать потерю контроля над управлением на скорости. В результате, производители идут на компромиссы и стараются найти лучшую комбинацию для среднего пилота.
Материалы
Yamaha WaveRaider и WaveRaider Deluxe 1995г. - лучшие примеры различий корпусов из стекловолокна и SMC (лист отлитый в форме), два наиболее встречаемых материала для производства корпусов гидроциклов. Мы имеем почти идентичные аппараты, но WaveRaider Deluxe почти на 80 фунтов тяжелее. Единственная разница в том, что WaveRaider Deluxe имеет корпус из SMC, а WaveRaider из стекловолокна.
Изготовители уменьшают вес корпуса за счет использования более прочных материалов в меньшем количестве.
SMC-корпуса созданы при помощи гигантских прессов, которые формируют стекловолокно в точных температурах и под точным давлением. Со стекловолоконными корпусами процесс намного проще и менее требовательный. Почти каждый может сделать стекловолоконный корпус, используя существующую модель как шаблон. Стекловолокно проще в работе, потомучто не используется никаких гигантских прессов, однако, не всегда получается точная шаблонная форма. Изготовители пробовали решить эту проблему, но она до сих пор остается. SMC- корпуса более крепкие, а стекловолокно разбить или поцарапать проще, но оно опять же проще ремонтируется.
Все это - компромисс
Почти каждая часть корпуса, от угла затухания до конфигурации ребер, является результатом некоторого компромисса. И это - ключ к обнаружению правильного корпуса для Вас - компромисс. Вы можете хотеть иметь все - самую быструю предельную скорость, завораживающее ускорение или прекрасную устойчивость - но вы неизбежно окажетесь перед необходимостью делать некоторые компромиссы. Ведь не существует идеального корпуса гидроцикла, по крайней мере пока.
Ссылки по теме:
Конструкция корпуса гидроциклаDeep-water soloБильярдная терминологияИнструменты и терминология такелажных работВ транспорте
|