|
9 февраля в клубе 16 Тонн прошло награждение победителей II этапа зимнего фестиваля экстремальных видов спорта Men`s Health Winter Cup, который прошел 7 и 8 числа в спортивном парке Волен. А ведь только в 1998 году в Нагано сноуборд признали олимпийским видом спорта. В последнее время подобные соревнования стали проводиться все чаще и чаще, сноубординг стал очень модным направлением. Об истории, модных направлениях и прочих сноубордических вещах мы решили поговорить с инструктором по сноуборду и горным лыжам Ильей Кузнецовым.
Илья, откройте секрет, почему в последнее время молодежь так увлеклась сноубордом? Может, это всего лишь дань моде или пресловутый стадный инстинкт?
Занятия горными лыжами требуют многолетних тренировок и упорства в достижении цели, а сноубординг прославился именно своим демократическим духом и обещаниями легких побед. Возможность быстро и легко получить удовольствие - вот что привлекает в сноуборде. А потому не стоит удивляться, что в сноубордеров становиться все больше и больше с каждым сезоном. По прогнозам, число людей во всем мире, катающихся на сноуборде около 5 миллионов. Уже сегодня в сноубордической промышленности работает порядка 300 фирм.
А откуда он вообще взялся, этот сноуборд? С чего все началось?
Реальная история сноуборда насчитывает от силы два десятилетия. Сноуборд - это продвинутый потомок первой невзрачной доски на колесиках, на которых калифорнийские подростки рассекали по улицам городов. В 1965 году Шерман Поппен придумал Snurfer, сцепив вместе две лыжи, накрытые резиновым ковриком, и приделав к ним веревку для управления. Езда на Snurfer'е была сродни стоянию на тобоггане. Свои новые санки он подарил дочке на Рождество, и лицо зимы изменилось навсегда. А в 1977 году в Вермонте (США) Джейк Бертон начал серийный выпуск снежных досок и их активную популяризацию. Первые соревнования по сноуборду прошли в 1981 году в Вудстоке (США). В самом начале 90-х образовалась Международная Федерация Сноуборда (ISF), которая объединила сноубордические ассоциации стран Европы, Азии и Америки. Именно она и по сей день проводит ежегодные чемпионаты мира, состоящие из этапов, проходящих во всех континентах.
На горнолыжные склоны современности сноубордеры ворвались со скандалом. Поклонники горных лыж, в чьей власти долгое время находились все мировые горные трассы, тесниться на них, уступая половину склона 'хулиганам' на досках, не хотели. Лихие трюки и отрывы бордеров всегда вызывали у традиционных горнолыжников сильные эмоции. И если это были не неприязнь и пренебрежение, то зависть, которая потом вылилась в создание фристайла в лыжном спорте. Сегодня на любом известном горнолыжном курорте соотношение сил между лыжниками и сноубордерами 50 на 50. Причем, тенденция роста - в пользу сноубордеров.
Что это за люди - сноубордисты? Можно ли определить принадлежность к ним в обычном человеке, едущем с тобой в метро?
Сноубордисты, еще их называют райдерами или бордерами, носят одежду 'уни-секс' и 'сан сайз' (без размера). Часто они и в городе продолжают носить ту же одежду, что и на склонах, она выглядит довольно модно, да и весьма удобна. Слушают в основном хард и панк-рок. Танцуют хип-хоп и рейв. Предпочитают держаться стаей и обычно очень доброжелательны и отзывчивы.
Интересно, а кулинарные пристрастия у них какие-нибудь особенные есть?
Да нет, ничего особенного. Просто, как любому спортсмену, нужно стараться придерживаться к здоровому питанию. Полезно есть продукты, содержащие кальций, для профилактики переломов. Это молочные продукты, орехи и бобовые. Надо сказать, что на солнце, даже зимнем, кальций очень хорошо усваивается. От вывихов и растяжения помогут уберечься продукты из сои и желатина. При любых воспалительных процессах, возникающих вследствие травм, очень полезен свежий имбирь. Его можно добавлять в любую еду - примерно по 5 грамм.
Насколько сложно и опасно заниматься этим видом спорта?
Это все заблуждения поклонников горных лыж. На самом деле, научиться стоять на сноуборде не сложнее, чем держать равновесие на двухколесном велосипеде. Главное - не бояться падать и не думать, что на твои кувыркания сбежится смотреть весь курорт, хотя зрелище, конечно, будет весьма интересное. Помните, что все когда-то начинали, и выглядело это не менее смешно. По собственному опыту знаю, что на доске кататься значительно проще, чем на горных лыжах. Горные лыжи - серьезный вид спорта со сложной техникой, этому нужно учиться всю жизнь. Сноуборд же покоряется человеку с нормальным чувством равновесия через один-два подхода, после чего начинаешь кататься в свое удовольствие. Техника сноуборда намного проще. Другое дело ушибы, без этого никак не обойтись. Хотя в отличии от горных лыж, со сноубордом вы можете присесть, прилечь - на бок, на спину или даже на живот, но тут же перевернуться, оттолкнуться руками от горы и катиться дальше на здоровье.
Страдают у сноубордистов чаще всего те места, на которые обычно падают. То есть лицо, спина и ягодицы. Но сильнее всего надо беречь затылок, носите шлем, господа. Часто приходится туго кистям рук и коленям, их тоже надо защищать.
От доски многое зависит?
Не надо думать, что можно научиться кататься на плохой, б/ушной доске, а потом, с приходом мастерства, перейти на дорогую. На плохой доске и плохих креплениях ты вообще не сможешь кататься и ошибочно воспримешь это как свою неспособность к сноубордингу. Поэтому лучше взять в прокате хорошую доску, чем купить 'свою', но плохую.
Для каждой сноубордической дисциплины существуют свои типы досок, не говоря уже о том, что каждому человеку нужен снаряд по его мерке. Но если вы не профессионал, а любитель, вам вполне достаточно одной универсальной доски.
Скажите, Илья, а что нужно учитывать при выборе доски? Если можно, по пунктам.
Чтобы не ошибиться в ее выборе, нужно учесть следующее:
широкие и длинные доски больше подходят для скоростного катания. У них большой угол поворота, и крутые виражи на них закладывать труднее;
узкие и короткие борды труднее контролировать на больших скоростях, зато на них сподручнее прыгать и маневрировать;
размер доски прямо зависит от роста и веса катающегося, хотя и не так строго, как в лыжных дисциплинах.
Это все, что нужно знать начинающему сноубордисту?
Нет, есть еще один важный момент - крепление. Бывают крепления (и соответственно ботинки) мягкие и жесткие. Подавляющее большинство (80-90%) катается на мягких креплениях. В этих ботинках, в отличие от горнолыжных, можно свободно передвигаться пешком. Выглядят они довольно смешно, но зато очень удобные. Необходимость в жестком креплении возникает только при скорости 60-70 км/час. Кстати, в отличии от доски, ботинки лучше иметь свои, не брать их в прокате. Во-первых, по соображениям гигиены, а во-вторых, от качества ботинок, от их облегания, зависит очень многое.
Что еще, кроме доски и крепления, нужно для катания на сноуборде?
Это зависит от того, где и как часто ты собираешься кататься. Если, например, ты катаешься только в хорошую теплую погоду, когда температура выше -15?С, то тебе не нужна теплая куртка. Больше подойдет легкая куртка, но с поддетым термобельем или флисовой толстовкой.
Если там, где ты катаешься, зимы холодные и суровые, тебе придется позаботиться о хорошей теплой куртке и штанах. Это не составит большого труда, так как сейчас достаточно производителей специальной одежды, ты легко подберешь всё, что нужно в любом спортивном магазине.
Тебе будут нужны маска, шапка, лиш (веревочка, на манер серфовой, соединяющая райдера и доску на случай, если один из них захочет ускользнуть от другого). Маска защитит глаза от солнца и снега, солнечные очки очень здорово смотрятся, но если упадешь, они будут смешно выглядеть.
Есть какие-то общие правила поведения для бордеров?
На горнолыжных курортах на обратной стороне ски-пасса обычно пишут обязательные для выполнения правила поведения на склонах. Так что если ты умеешь читать, всё будет хорошо. Но я все же кое-что скажу о правилах поведения на склоне, для твоей же безопасности. Никогда не садись пристегивать доску: а) по центру склона; б) на рейл (металлические трубы для фристайла); в) под трамплином или на его приземлении. Второе, люди впереди тебя, по склону имеют преимущество - всегда следи за ними. Так что если ты в них впишешься, можешь совершенно справедливо схлопотать от них по шее. Хотя ориентируйся по ситуации - просто старайся причинить меньший возможный ущерб себе, своему оборудованию и окружающим людям.
При падении быстрей отползай в сторону (если, конечно, можешь). В этом случае, на тебя никто не приземлиться.
Расскажите об основных стилях катания бордеров
Фристайл наиболее популярен среди новичков. Окончательно он сформировался после появления в начале 90-х искусственных сноуборд-парков. Это сногсшибательные полеты и сложные трюки, со своей модой, сленгом и идеологией. Для желающих попробовать, что это такое, могу посоветовать не начинать свои полеты с 40-метрового трамплина и двойных сальто. Сначала нужно научится прыгать с 5-метрового трамплина по прямой с разными грэбами, это доступно любому здоровому человеку под наблюдением инструктора.
Что такое 'грэб'?
-Это когда во время полета хватаешься за доску, руками конечно, не ртом. Грэбы бывают разные, в зависимости от того, какой рукой и за какое место на доске ты хватаешься. Есть инди-грэб, когда 'задней' рукой хватаешь передний кант между креплений (между носков), есть мьют-грэб - 'передней' рукой держишь передний кант между носками. Еще есть ноуз-грэб - захват 'передней' рукой за нос доски. Стэйл-фиш - 'задней' рукой держишься между пяток и тэйл-грэб - захват доски 'задней' рукой за хвост.
А есть отличие между досками для фристайла и обычными ростовками?
Для фристайла существуют специальные доски. Они на 3-5 см короче, чем обычные, легче и имеют некоторые конструктивные отличия.
Что вы еще можете посоветовать новичкам фристайла?
Пытаться как можно больше кататься в неудобной для тебя стойке - свитч. Потому что во фристайле ведущие ноги все время меняются. Кстати, специально для вас, свитч - это когда едешь не в своей стойке, то есть если у тебя ведущая нога левая, а ты едешь правой, и наоборот. Еще, как можно больше кататься на халф-пайпе, это полезно для развития координации движения, даже если поначалу ты не будешь вылетать. Всегда пользуйся защитными средствами для разных частей тела, особенно для спины и попы. Никогда не подходи к кикеру (т.е. трамплину) в нетрезвом состоянии. Как можно чаще прислушивайся к своему телу, выполняй трюки так, как тебе удобно. И обзаведись медицинской страховкой.
В последнее время я часто слышу слово 'джибинг'. Что это за зверь?
Это один из видов фристайла с элементами скейтборда. Когда катаешься по разнообразным перилам и другим индустриальным постройкам. Не смотря на повышенный травматизм, это направление пользуется большей популярностью. Еще есть такие направления, как парковый фристайл и беккантри. Парковый фристайл это когда ты катаешься на трамплинах и прочих примочках в специально построенном для катания сноупарке. А беккантри, это когда группа людей сама строит трамплин где-то на целине.
Какие еще стили популярны у бордеров?
Фрирайд - весьма экстремальный вид спуска. Все что нужно для занятий фрирайдом, это заснеженный 'дикий' склон и доска. Хотя, именно здесь вам понадобятся 'жесткие' ботинки, что бы они хорошо держали ногу. Цена их должна быть не меньше 200 долларов. Доска тоже должна быть особенной. Она должна быть длиннее и шире обычных сноубордов. Ее длина должна быть на 10-20 см больше, чем обычная твоя ростовка. Но если она окажется слишком длинной, тебе будет трудно с ней справиться.
Хочу сказать о технике фрирайда. Внетрассовое катание по технике отличается от катания на обычных трассах. Целина это нетронутый и часто очень глубокий снег, поэтому если ты будешь поворачивать на нем так же, как и в обычном катании, то можешь зарыть нос твоей доски в сугроб, а сам перевернуться через голову. При целинном катании вес тела надо всегда переносить на ногу, находящуюся сзади, чтобы нос твоей доски был задран. Вообще, доска должна быть как бы продолжением ног. Техника должна быть доведена до автоматизма, думать о ней во время спуска у фрирайдера нет времени.
А если ты еще плохо катаешься?
Фрирайд очень травмоопасен. Практически каждое падение оборачивается для тебя в лучшем случае синяками, а в худшем: может даже летальным исходом. Поэтому, новичков особо не жалуют - ошибки здесь могут обойтись очень дорого, не только тебе, но и тем, кто сейчас вместе с тобой на склоне. Если ты новичок, то лучше найми инструктора и учись в специально отведенном для этого месте не менее недели. И приступай к катанию на целине, только если ты полностью уверен в своих силах, поскольку иначе этот спуск может стоить тебе даже жизни. Запомни, если есть хоть малейшее сомнение в своих силах, продолжай тренироваться с тренером на отдельном склоне, не подвергай опасности себя и других людей.
Вы можете дать конкретные рекомендации по безопасности для начинающих экстремалов?
Да, конечно. Никогда не катайтесь в одиночку, разве что вам захочется покончить жизнь самоубийством. Даже маленькая лавина может тебе в этом здорово помочь. Всегда берите с собой бипер, это такой небольшой радиопередатчик, если ты потеряешься, то тебя быстро отыщут в любом сугробе по сигналу бипера. Кое-что надо знать и про горы. Никогда не подрезай снежные надувы, можешь вызвать лавину. Вообще обходи стороной те места, где обычно сходят лавины. Слой, под которым видно тело старой лавины, как правило, устойчив. На лесистых местах будь осторожен - под свежевыпавшим снегом могут прятаться ямы, пеньки и ветки. И не забудь проконсультироваться у нашего брата инструктора, он может подсказать тебе какие места на этом склоне лучше обходить стороной. Главное, слушай свой внутренний голос - бравада и показуха в этих местах часто приводят к печальным последствиям.
Фрирайд тоже подразделяется на виды?
Да, их три. Облегченный фрирайд - очень распространен сейчас. Тут все просто, поднимаешься на подъемнике и выбираешь себе трассу сам. Главное, найти потом дорогу обратно к подъемнику. Второй, беккантри-фрирайд, смесь альпинизма и фрирайда. Сначала забираешься на гору, как альпинист, а потом съезжаешь оттуда на доске, как райдер. Надо сказать, что беккантри-туры пользуются немалой популярностью у туристов. Еще есть хелибординг - любимое развлечение фрирайдеров. Это когда тебя забрасывают на вертолете в абсолютно дикие горы и весь день ты делаешь абсолютно дикие спуски. В России этим лучше заниматься в Красной Поляне, на Камчатке и Урале. Стоит это удовольствие от 30 до 100 долларов в зависимости от количества людей в вертолете.
Опасное это дело. Что делать если все-таки неприятность произошла?
При обморожениях, что бывает довольно часто, до приезда медиков нужно положить пострадавшего в теплом месте, снять мокрую одежду и завернуть в одеяла. А лучше всего, спасать жизнь человеку в интимной обстановке, т.е. согревать обмороженного теплом собственного тела, а еще лучше, двух тел. Как только пострадавший придет в себя, давать ему пить как можно больше, но жидкость должна быть теплой и питательной: бульон, какао, сладкий чай. Нельзя пить алкоголь и крепкий кофе, это может привести к нарушению работы сердца. Не в коем случае не растирайте пострадавшие места снегом, будет только хуже, можно занести инфекцию и повредить ткани. Нельзя согреваться сухим теплом: возле плиты или батареи.
Травмы в сноубординге, особенно, во фрирайде, самое обычное дело. Переломы, вывихи, растяжения - они могут быть очень разнообразными по видам и тяжести. Иная травма может вывести из строя профессионала, я сам не раз был 'на волоске'. Есть один хороший способ при ушибах: подержи на травмированном месте лед, а перед сном намажь медицинскую салфетку специальной мазью 'Спасатель' или облепиховым маслом и плотно прибинтуй к больному месту. Утром тебе станет заметно легче. Прежде чем кататься, обязательно прочитайте пару брошюрок о первой помощи при переломах или ушибах, а лучше пройти специальные курсы. И, еще раз повторяю - застрахуйтесь! Особенно, если вы новичок.
А если попал в лавину, что делать?
Вообще-то лучше найти укрытие и, сбросив доску, рюкзак и всю прочую амуницию, опустить голову и зажать ее руками. Если нет укрытия, то надо всеми силами пытаться выбраться из-под снега, не позволяя лавине сжать и скрутить тебя. Если получилось 'всплыть' на поверхность снега, то попробуйте 'плыть' на нем вольным стилем. Перед остановкой лавины попробуйте рывком выбросить тело на поверхность снежной массы, отталкиваясь руками и ногами от снега. Вообще, попытайтесь сгруппироваться и отвоевать у снега как можно больше пространства, для этого надо двигаться. И перед спуском выключите мобильный телефон, если он у вас с собой, он может создавать помехи для бипера.
Илья, если честно, от инструктора многое зависит?
Если вы новичок, или если вы впервые осваиваете какую-то сложную трассу, то непрофессиональность инструктора может стоить вам жизни. Но это я так, пугаю. Обратите внимание, профессиональный инструктор должен быть аттестован в Учебном центре Федерации горнолыжного спорта и сноубординга России. Предпочтение отдавайте гиду с наибольшим опытом работы в данном районе, на данных трассах и с наименьшим аварийным списком.
На любом курорте, в любом горнолыжном клубе можно найти инструктора. Заниматься с ними можно и семьей, и группой, а особо стеснительные могут выбрать индивидуальные занятия. Инструктор обязан объяснить, как пользоваться подъемником, правильно спускаться с горы минуя препятствия и других людей, рассказать правила безопасности, познакомить с запрещающими и предупреждающими знаками. Индивидуальный разбор ошибок, объяснение причин, постановка задачи для следующего прохождения - хороший инструктор всегда сделает все возможное, чтобы клиент повысил уровень катания.
Учиться все же лучше у инструктора в спортивном клубе, чем на курорте. Как правило, курортные инструкторы ничему не учат, а просто контролируют клиента, чтобы не потерялся и не разбился, хотя бывают и исключения. Сейчас пользуется спросом такая услуга: в спортивном клубе клиент нанимает личного инструктора, оплачивает ему тур и везет с собой. Это очень удобно, когда едет вся семья или группа человек, одинаковых по степени мастерства. Хороший инструктор не только научит кататься, но и поможет подобрать подходящий инвентарь.
Многие обходятся вообще без инструктора:
То, что самоучки осваивают в лучшем случае за неделю-другую, с хорошим инструктором вы приобретете за день. Даже если вы считаете себя круче любого инструктора, то все-таки советую в новом месте для начала покататься с инструктором. Он покажет вам такие трассы, о которых вы никогда не подумаете, что там можно спускаться, выберет оптимальный маршрут спуска. Это важно, ведь умелый выбор маршрута спуска более чем вдвое сокращает риск попадания в лавину. А уж про внетрассовое катание и говорить нечего, без опытного инструктора знающего особенности данного рельефа, вы просто самоубийцы.
А как становятся инструкторам?
Как правило, инструкторыми становятся бывшие спортсмены, получившие травмы, после которых дорога в большой спорт уже закрыта. А бывает, что высококлассный непроффессиональный спортсмен уже не представляет своей жизни без спрота и решает совместить хобби и профессию. Это не так уж сложно, сейчас есть школы по подготовке инструкторов.
Что Вы можете пожелать начинающим бордерам?
Не забывать, что этот спорт не зря называют 'экстремальным', в переводе с латинского значит 'крайний'. В каком то смысле это 'хождение по краю', испытание себя, проверка своих сил. Но все должно быть обдуманно, просчитано, а риск сведен к минимуму. Неосторожность, безрассудство здесь приведут вас отнюдь не к славе, а на больничную койку. И, как правило, не только вас, но и тех несчастных, кто волею судьбы оказался на одном склоне с вами. Но и боятся не надо. Получайте удовольствие от движения, от снега, от людей с которыми ты катаешься. Ведь в горы берут только проверенных, надежных друзей, потому что их действий может быть в чрезвычайной ситуации может зависеть твоя жизнь. Как и от твоего инструктора:
Ссылки по теме:
О сноуборде с профессионаломИсторияКак изобрести сноуборд?СноубордИстория
|