Сделать стартовойСделать закладку
English
 

   

  Активные хобби
Земля :
   - Рестлинг
   - Гольф
   - Коррида
   - Бодибилдинг
   - Volley-Socks
                         далее...
Вода :
   - Подводная охота
   - Водное поло
   - Прыжки в воду
   - Виндсерфинг
   - Дайвинг
                         далее...
Небо :
   - Кайтинг
   - Парапланы
   - Дельтапланы
   - Парашютный спорт
   - Самолеты
                         далее...
Горы :
   - Сноуборд
   - Альпинизм
   - Скалолазание
   - Ледолазание
   - Горные лыжи
                         далее...
Душа :
   - Коллекционирование
   -  Охота
   - Рыбалка
   - Путешествия
:
                         далее...
  Творческие хобби
   - Вязание
   - Нумизматика
   - Рукоделие
   - Кулинария
   - Садоводство
                         далее...
  Нетрадиционные хобби
  Фотогалерея
  Обои для рабочего стола
  Организации
  Поиск
  Гостевая книга
  Поделись опытом
Свежий выпуск новостей
Конструктор для сайтов
Места отдыха в России
 
 
Хобби и увлечения \\ Активные хобби \\ Горы \\ Сноуборд \\ История \\
 
Устремленные вверх

- КАНАТНЫЕ ДОРОГИ - ИСТОЧНИК ПОДЛИННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ГОРАХ.
- ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ РАЗВИТИЮ КАНАТНЫХ ДОРОГ ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ЕВРОПЕ СТАЛ УВЛЕЧЕНИЕМ МИЛЛИОНОВ.
- "ГОРНАЯ БОЛЕЗНЬ", ОХВАТИВШАЯ ЕВРОПУ, США И ЯПОНИЮ, В КОРНЕ ИЗМЕНИЛА ПОРУ ОТПУСКОВ, ПОЛОМАВ ЛЕТНЮЮ ТРАДИЦИЮ, - ИХ СТАЛИ БРАТЬ ЗИМОЙ.
- МЫ СТАВИМ ВОПРОС ПЕРЕД ПРОФСОЮЗАМИ: НЕ ПОРА ЛИ ПЕРЕСМОТРЕТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАССОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ КАНАТНЫХ ДОРОГ - ЭТО ПОСЛУЖИТ РАЗВИТИЮ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА И СНИМЕТ ПРОБЛЕМУ ЛЕТНЕЙ ОТПУСКНОЙ ГОРЯЧКИ.


0

Мне пришлось повидать немало всевозможных канаток: на многих лыжных курортах Западной Европы их количество определяется часто двузначной цифрой. Но то, что я увидел в Куршевеле, где ровно год назад мне довелось побывать в составе советской делегации на двадцатой встрече Международного лыжного клуба журналистов, превзошло все ожидания. Я попал прямо-таки в страну канатных дорог самых различных типов; и тихоходные для детей, и скоростные для спортсменов, буксировочные и кресельные, маятниковые и гондолыные, прямые, как струна, и извилистые, с поворотами. Приводные, поворотные и отклоняющие шкивы, роликовые балансиры начинали свое мерное вращение с восьми утра и останавливались почти затемно. Канатчики расположили свои дороги так, что, куда бы ни устремился лыжник, его спуск неизбежно должен завершиться посадочной станцией очередной канатки. Рядом с Куршевелем - долины Мерибель и Белльвилль, Канатные дороги связали отдельные туристские комплексы в тугой узел и образовали единое целое: район трех долин - Труа-Валле. Суммарная протяженность всех лыжных трасс района более 300 км. Они обслуживают 150 канаток общей пропускной способностью около 70 тыс. лыжников в час. Если все подъемники Труа-Валле вытянуть в одну цепочку, то получится канатная дорога длиною в 250 км. Но и это не предел. Неугомонные канатчики прокладывают новые ниточки-дороги, забираются со своими металлоконструкциями все выше в горы, все ближе к облакам раздается перестук их монтажных ключей.


Благодаря лыжному спорту и канатным дорогам Куршевель за четверть века приобрел широкую известность одного из лучших зимних курортов Франции и Европы. И, наверное, не случайно именно в Куршевеле 21 год тому назад Жилем де ля Рокком, человеком, страстно влюбленным в горы и лыжи, был создан Международный лыжный клуб журналистов - СКИЖ, - в который вошли уже более 30 стран. С каждым годом число их растет, все большую пользу взаимопониманию между журналистами разных стран приносят традиционные ежегодные встречи. Выражаясь фигурально, СКИЖ находится на подъеме и движется в гору по канатным дорогам. В 1977 году очередная встреча СКИЖа состоится в нашей стране. Участников встречи будут обслуживать канатки Бакуриани.


В Куршевеле подготовишки и первоклассники обычной школы наряду с азбукой и арифметикой усердно изучают азы горнолыжной техники. А преподают им эту непростую науку лыжные асы, опытные инструкторы - мониторы. Одному из местных мальчишек было суждено стать звездой мирового горнолыжного спорта. Два года назад Лео Лякруа, удивительно скромный и обаятельный человек, приезжал к нам на Кавказ, чтобы вместе с другими французскими и советскими специалистами обследовать склоны Эльбруса, Архыза, Красной Поляны и выбрать место для строительства горнолыжного комплекса. Ему очень понравились наши горы. Ранним июньским утром 1972 года мы совершили восхитительный спуск на пыжах от Приюта-11 до Нового Кругозора. Единственный из нашей группы, состоявшей в основном из лыжников туристского класса, Лео Лякруа, в недалеком прошлом чемпион мира, серебряный призер IX зимних Олимпийских игр "забил гвоздя" в голубом снегу долины Химер. Под дружный хохот собравшихся Лео, смущенно улыбаясь, признался, что упал от восторга: ничего более грандиозного, чем Эльбрус, ему не приходилось видеть. Вообще строительство подъемников не раз становилось причиной бурного роста целых районов. Польский курорт Закопане в большой степени обязан своим развитием и известностью канатным дорогам. Построенная в 1935 году (кстати, за семь месяцев), маятниковая канатная дорога на Каспровый Верх стимулировала увеличение дорожной сети и постройку новых городских улиц, расширение коммунального хозяйства и модернизацию всего города. За несколько лет Закопане из глухой деревушки превратился в популярный европейский курорт. Пользующийся мировой известностью Бадгастайн в Австрии до недавнего времени мог дать туристам эколо 20 тысяч спальных мест в течение зимнего сезона. После строительства гондольной и нескольких кресельных дорог количество мест перевалило за 300 тысяч. Появление канатных дорог в районе Приэльбрусья Кабардино-Балкарской АССР преобразило жизнь некогда захолустного местечка. Каждый год на склонах Чегета проводятся крупнейшие в нашей стране горнолыжные соревнования. Состоялось уже несколько международных встреч.


Канатные дороги имеют, разумеется, свою историю, начало которой можно искать в глубокой древности. История канатных дорог, в сущности, началась в середине прошлого столетия, после того, как в 1834 году был изобретен канат из стальной проволоки.


Сначала были грузовые канатные дороги. Первые пассажирские канатки возникли в Альпах лишь в 90-х годах. Это были тяжеловесные фуникулеры. На специально подготовленный склон укладывались рельсы, на верхней станции располагался приводной механизм. Шкив, насаженный на вал привода, опоясывался тросом, к обоим концам которого прикреплялись вагоны, установленные на рельсовый путь. Вместимость вагонов от 8 до 150 и более пассажиров, скорость движения от 2 до 5 м/с. Если один вагон размещался на верхней станции, второй стоял внизу. Движение начиналось одновременно: нижний, влекомый тросом, поднимался вверх, верхний спускался под действием собственной тяжести. Такая схема называется маятниковой. Рельсовый путь укладывался в одну колею, в середине дороги делали двухколейный участок для расхождения вагонов при встрече. В качестве примера наземной рельсовой канатки можно привести фуникулер на гору Мтацминда в Тбилиси. В течение почти сорока лет рельсовые подъемники были главным средством сообщения в горах.


Устройство рельсового пути возможно лишь на простых и гладких склонах, фуникулеры рентабельны, если туристов много и рядом расположен крупный населенный пункт.


Куда удобнее и универсальнее дорога, оторванная от земли, подвесная. Первая воздушная канатная дорога маятникового типа была построена в Австрии в 1908 году. В новой механической системе фуникулер претерпел существенные изменения. Рельс превратился в канат. Появилось два каната: несущий и тяговый. Их поддерживают стальные опоры. Колеса вагона переместились на крышу - вагон оседлал рельс-канат. Вместимость первых вагонов была небольшой. Теперь благодаря развитию конструкции и технологии она достигла ста человек. Воздушные маятниковые канатные дороги можно построить практически в любом месте. С их помощью перевозят пассажиров над дикими и недоступными ущельями, озерами, ледниками в любое время года и суток. Единственное ограничение - сильный боковой ветер, при котором возможно столкновение раскачивающейся кабины с опорами. Правда, маятниковые дороги сложны, дорогостоящи и перевозят немного людей.


После второй мировой войны во многих странах Европы, в США, Японии началось бурное развитие горнолыжного спорта. Эта своеобразная лыжная лихорадка захватила десятки миллионов людей. За каких-нибудь 20 лет произошла буквально "лыжная революция". Техника спуска на лыжах с гор претерпела коренные изменения, каждый год появлялись новые, все более совершенные модели лыж, креплений, ботинок, палок. Горнолыжная "эпидемия" дала новый мощный толчок строительству канатных дорог. Широкое применение нашли кресельные и буксировочные подъемники.


Кресельная канатная дорога - это тягово-несущий трос, совершающий по опорам круговращательное движение. К тросу с помощью зажимов подвешены кресла. Посадка и высадка пассажиров на ходу, поэтому скорость движения кресельных подъемников ограничена: она не превышает 2,5 м/с. Кресла подвешиваются на расстоянии 25-35 м друг от друга, протяженность трассы достигает 2,5 км. Технически можно было бы делать дорогу гораздо длиннее, но в этом случае увеличивается время подъема, которое не должно превышать 10-15 мин: в плохую, холодную погоду приятное и плавное перемещение по воздуху в открытом кресле может обернуться тяжким испытанием.


Наиболее простой и дешевый тип канатных дорог - буксировочные подъемники, которые предназначаются только для лыжников. За последние годы они получили чрезвычайно широкое распространение. Если в кресельном подъемнике кресла заменить на подвески - бугели, то и получится буксировочная канатная дорога. Опоры можно понизить и сделать легче, а трос тоньше, сократить расстояние между держателями, увеличить скорость движения, резко поднять производительность. У большей части буксировочных канатных дорог бугели крепятся к тросу наглухо. В 1933 году молодой инженер из Гренобля Жан Помогальский изобрел буксировочный подъемник с отцепляемыми бугелями. Это позволило увеличить скорость и пропускную способность (до 1000 лыжников в час). Подъехав к посадочной станции, лыжник захватывает длинную гибкую штангу с телескопической системой, позволяющей бугелю растягиваться по длине; затем переводит по монорельсу штангу из обоймы-запасника к движущемуся тросу. Срабатывает захватывающее устройство, и лыжник, оседлав штангу, к концу которой прикреплена пластмассовая тарелка, устремляется на лыжах вверх по склону. Конструкция Помогальокого позволяет канатке менять направление движения. У буксировочной дороги в Гриндельвальде (Швейцария) 5 поворотов. Помогальский создал и самый современный, скоростной, высокопроизводительный (до 1500 человек в час), комфортабельный подъемник: гондольную канатную дорогу.


Это нечто среднее между маятниковой и кресельной дорогами. Вагон (гондола) рассчитан на 2 - 4 человека. Канат движется непрерывно, пассажиры входят в покоящуюся гондолу. Затем она с помощью захвата присоединяется к движущемуся тросу, который увлекает целую гирлянду ярко раскрашенных кабин вверх по опорам. Гондольным подъемникам принадлежит большое будущее.


В Куршевеле я встретился с нынешним генеральным директором фирмы "Пома" Гастоном Катьяром. Он бывший гид из Шамони и хороший лыжник. Катьяр много слышал о Советском Союзе и мечтает побывать в горах Кавказа. У фирмы "Пома" два завода, на которых работают 330 человек. В их числе 80 проектировщиков и 25 монтажников. Фирма ежегодно производит и монтирует 11 гондольных, 34 кресельных и 128 буксировочных канатных дорог. Катьяр рассказал, что сегодня конструкторы работают над проектом "Пома-2000". Эта канатная дорога с пропускной способностью около 7000 человек в час предназначается для городов.


Широкое распространение получили и малогабаритные буксировочные подъемники с бензиновыми двигателями. Они легко умещаются в багажнике легкового автомобиля и могут быть установлены на небольшом склоне (100-200 м) в течение 10-15 мин. Самодельная и весьма оригинальная модель, разработанная львовоким конструктором Ю. Микольским, весит около 40 кг. Силовая установка - двигатель мотороллера "Вятка".


Классифицируются канатные дороги в зависимости от назначения, конcтрукции, числа канатов, вида движения.


Все канатные дороги состоят из следующих основных конструктивных узлов и элементов: приводного механизма, возвратной станции, канатов, опор, натяжного устройства, подвижного состава, электрического оборудования, средств связи и сигнализации. Главные элементы привода - двигатель и приводной шкив. Двигатели в основном электрические, как постоянного, так и переменного тока. В качестве запасных устанавливают дизель-генераторы. Двигатель сочленяется с приводным шкивом через систему валов и зубчатых колес - редуктор. Система дополняется дисковыми или щечными тормозами.


Значение канатных дорог для развития туризма и горнолыжного спорта трудно переоценить. В нашей стране строительство подъемников для лыжников началось сравнительно недавно. Первую кресельную дорогу построили в районе Приэльбрусья в 1963 году. Как и всякое новое дело, строительство канатных дорог встречает немало трудностей. Главная - инертность тех организаций, которые, казалось бы, должны были ухватиться за столь простую и плодотворную идею. Ведь эксплуатация канатных дорог с экономической точки зрения - дело чрезвычайно выгодное. Сегодня большинство людей отдыхает летом. Отсюда и масса проблем с устройством отдыхающих в местах традиционного летнего отдыха. А если бы все больше людей приобщались к лыжному зимяему спорту? Может быть, отпали бы проблемы, связанные с сезонностью отпусков.


Увы, пока у нас мало канатных дорог, столь необходимых для развития массового горнолыжного спорта. До сих пор "канатные" дела решаются в основном за счет энтузиазма канатчиков. И сделано ими немало. На горнолыжной карте нашей страны уже можно показать более 20 районов, где работают маятниковые, кресельные и большие буксировочные подъемники. Среди них такие, как Терскол, Домбай, Бакуриани, Цахкадзор, Чимбулак, Кировск, Мончегорск, Славск, Красноярск, Южно-Сахалинск. Много таких районов освоено на чертежных досках проектировщиков. Серьезную роль в деле строительства канатных дорог сыграло торговое соглашение о поставке оборудования, заключенное между СССР и Чехословакией. Начиная с 1966 года мы закупили в ЧССР 3 кресельных дороги, 70 буксировочных длиною по 1000 м и околo 400 небольших 200-метровых подъемников для детских спортивных школ, туристских баз, горнолыжных секций предприятий и организаций. В настоящее время ведутся переговоры между советскими и французскими специалистами о совместном проектировании канатных дорог на Кавказе.


Вместе с канатными дорогами множатся и ряды лыжников. Посмотрите, что делается в воскресный день в Крылатском (рядом с Гребным каналом в Москве), какие счастливые лица у тех, кто, отстояв в длинной очереди, уселся наконец в кресло Чегетской парнокресельной и поплыл вверх в предвкушении нового головокружительного спуска - и вы поймете, какое это важное и нужное дело - канатные дороги.




Юрий Копылов, член Президиума Федерации горнолыжного спорта СССР, председатель комиссии по канатным дорогам, для журнала




root@ns03.rin.ru), giving this error message/.html" class="ooa_title" >
Ссылки по теме:
  • Устремленные вверх
  • Команда
  • Кто Вы "Мистер Кий?"
  • Раздражение при контактах с кораллами
  • Антарктида - Россия 2003
    • Организации
      - Производители
      - Магазины
      - Интернет - магазины
      - Клубы и секции
      - СМИ
      - Спортивные организации
      Поделись опытом
      Фотогалерея
      Петушиные боиАрхеологическая находка на пляже