Сделать стартовойСделать закладку
English
 

   

  Активные хобби
Земля :
   - Рестлинг
   - Гольф
   - Коррида
   - Бодибилдинг
   - Volley-Socks
                         далее...
Вода :
   - Подводная охота
   - Водное поло
   - Прыжки в воду
   - Виндсерфинг
   - Дайвинг
                         далее...
Небо :
   - Кайтинг
   - Парапланы
   - Дельтапланы
   - Парашютный спорт
   - Самолеты
                         далее...
Горы :
   - Сноуборд
   - Альпинизм
   - Скалолазание
   - Ледолазание
   - Горные лыжи
                         далее...
Душа :
   - Коллекционирование
   -  Охота
   - Рыбалка
   - Путешествия
:
                         далее...
  Творческие хобби
   - Вязание
   - Нумизматика
   - Рукоделие
   - Кулинария
   - Садоводство
                         далее...
  Нетрадиционные хобби
  Фотогалерея
  Обои для рабочего стола
  Организации
  Поиск
  Гостевая книга
  Поделись опытом
Свежий выпуск новостей
Конструктор для сайтов
Места отдыха в России
 
 
Хобби и увлечения \\ Активные хобби \\ Горы \\ Сноуборд \\ История \\
 
Устремленные вверх

- КАНАТНЫЕ ДОРОГИ - ИСТОЧНИК ПОДЛИННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ГОРАХ.
- ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ РАЗВИТИЮ КАНАТНЫХ ДОРОГ ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ЕВРОПЕ СТАЛ УВЛЕЧЕНИЕМ МИЛЛИОНОВ.
- "ГОРНАЯ БОЛЕЗНЬ", ОХВАТИВШАЯ ЕВРОПУ, США И ЯПОНИЮ, В КОРНЕ ИЗМЕНИЛА ПОРУ ОТПУСКОВ, ПОЛОМАВ ЛЕТНЮЮ ТРАДИЦИЮ, - ИХ СТАЛИ БРАТЬ ЗИМОЙ.
- МЫ СТАВИМ ВОПРОС ПЕРЕД ПРОФСОЮЗАМИ: НЕ ПОРА ЛИ ПЕРЕСМОТРЕТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАССОВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ КАНАТНЫХ ДОРОГ - ЭТО ПОСЛУЖИТ РАЗВИТИЮ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА И СНИМЕТ ПРОБЛЕМУ ЛЕТНЕЙ ОТПУСКНОЙ ГОРЯЧКИ.


0

Мне пришлось повидать немало всевозможных канаток: на многих лыжных курортах Западной Европы их количество определяется часто двузначной цифрой. Но то, что я увидел в Куршевеле, где ровно год назад мне довелось побывать в составе советской делегации на двадцатой встрече Международного лыжного клуба журналистов, превзошло все ожидания. Я попал прямо-таки в страну канатных дорог самых различных типов; и тихоходные для детей, и скоростные для спортсменов, буксировочные и кресельные, маятниковые и гондолыные, прямые, как струна, и извилистые, с поворотами. Приводные, поворотные и отклоняющие шкивы, роликовые балансиры начинали свое мерное вращение с восьми утра и останавливались почти затемно. Канатчики расположили свои дороги так, что, куда бы ни устремился лыжник, его спуск неизбежно должен завершиться посадочной станцией очередной канатки. Рядом с Куршевелем - долины Мерибель и Белльвилль, Канатные дороги связали отдельные туристские комплексы в тугой узел и образовали единое целое: район трех долин - Труа-Валле. Суммарная протяженность всех лыжных трасс района более 300 км. Они обслуживают 150 канаток общей пропускной способностью около 70 тыс. лыжников в час. Если все подъемники Труа-Валле вытянуть в одну цепочку, то получится канатная дорога длиною в 250 км. Но и это не предел. Неугомонные канатчики прокладывают новые ниточки-дороги, забираются со своими металлоконструкциями все выше в горы, все ближе к облакам раздается перестук их монтажных ключей.


Благодаря лыжному спорту и канатным дорогам Куршевель за четверть века приобрел широкую известность одного из лучших зимних курортов Франции и Европы. И, наверное, не случайно именно в Куршевеле 21 год тому назад Жилем де ля Рокком, человеком, страстно влюбленным в горы и лыжи, был создан Международный лыжный клуб журналистов - СКИЖ, - в который вошли уже более 30 стран. С каждым годом число их растет, все большую пользу взаимопониманию между журналистами разных стран приносят традиционные ежегодные встречи. Выражаясь фигурально, СКИЖ находится на подъеме и движется в гору по канатным дорогам. В 1977 году очередная встреча СКИЖа состоится в нашей стране. Участников встречи будут обслуживать канатки Бакуриани.


В Куршевеле подготовишки и первоклассники обычной школы наряду с азбукой и арифметикой усердно изучают азы горнолыжной техники. А преподают им эту непростую науку лыжные асы, опытные инструкторы - мониторы. Одному из местных мальчишек было суждено стать звездой мирового горнолыжного спорта. Два года назад Лео Лякруа, удивительно скромный и обаятельный человек, приезжал к нам на Кавказ, чтобы вместе с другими французскими и советскими специалистами обследовать склоны Эльбруса, Архыза, Красной Поляны и выбрать место для строительства горнолыжного комплекса. Ему очень понравились наши горы. Ранним июньским утром 1972 года мы совершили восхитительный спуск на пыжах от Приюта-11 до Нового Кругозора. Единственный из нашей группы, состоявшей в основном из лыжников туристского класса, Лео Лякруа, в недалеком прошлом чемпион мира, серебряный призер IX зимних Олимпийских игр "забил гвоздя" в голубом снегу долины Химер. Под дружный хохот собравшихся Лео, смущенно улыбаясь, признался, что упал от восторга: ничего более грандиозного, чем Эльбрус, ему не приходилось видеть. Вообще строительство подъемников не раз становилось причиной бурного роста целых районов. Польский курорт Закопане в большой степени обязан своим развитием и известностью канатным дорогам. Построенная в 1935 году (кстати, за семь месяцев), маятниковая канатная дорога на Каспровый Верх стимулировала увеличение дорожной сети и постройку новых городских улиц, расширение коммунального хозяйства и модернизацию всего города. За несколько лет Закопане из глухой деревушки превратился в популярный европейский курорт. Пользующийся мировой известностью Бадгастайн в Австрии до недавнего времени мог дать туристам эколо 20 тысяч спальных мест в течение зимнего сезона. После строительства гондольной и нескольких кресельных дорог количество мест перевалило за 300 тысяч. Появление канатных дорог в районе Приэльбрусья Кабардино-Балкарской АССР преобразило жизнь некогда захолустного местечка. Каждый год на склонах Чегета проводятся крупнейшие в нашей стране горнолыжные соревнования. Состоялось уже несколько международных встреч.


Канатные дороги имеют, разумеется, свою историю, начало которой можно искать в глубокой древности. История канатных дорог, в сущности, началась в середине прошлого столетия, после того, как в 1834 году был изобретен канат из стальной проволоки.


Сначала были грузовые канатные дороги. Первые пассажирские канатки возникли в Альпах лишь в 90-х годах. Это были тяжеловесные фуникулеры. На специально подготовленный склон укладывались рельсы, на верхней станции располагался приводной механизм. Шкив, насаженный на вал привода, опоясывался тросом, к обоим концам которого прикреплялись вагоны, установленные на рельсовый путь. Вместимость вагонов от 8 до 150 и более пассажиров, скорость движения от 2 до 5 м/с. Если один вагон размещался на верхней станции, второй стоял внизу. Движение начиналось одновременно: нижний, влекомый тросом, поднимался вверх, верхний спускался под действием собственной тяжести. Такая схема называется маятниковой. Рельсовый путь укладывался в одну колею, в середине дороги делали двухколейный участок для расхождения вагонов при встрече. В качестве примера наземной рельсовой канатки можно привести фуникулер на гору Мтацминда в Тбилиси. В течение почти сорока лет рельсовые подъемники были главным средством сообщения в горах.


Устройство рельсового пути возможно лишь на простых и гладких склонах, фуникулеры рентабельны, если туристов много и рядом расположен крупный населенный пункт.


Куда удобнее и универсальнее дорога, оторванная от земли, подвесная. Первая воздушная канатная дорога маятникового типа была построена в Австрии в 1908 году. В новой механической системе фуникулер претерпел существенные изменения. Рельс превратился в канат. Появилось два каната: несущий и тяговый. Их поддерживают стальные опоры. Колеса вагона переместились на крышу - вагон оседлал рельс-канат. Вместимость первых вагонов была небольшой. Теперь благодаря развитию конструкции и технологии она достигла ста человек. Воздушные маятниковые канатные дороги можно построить практически в любом месте. С их помощью перевозят пассажиров над дикими и недоступными ущельями, озерами, ледниками в любое время года и суток. Единственное ограничение - сильный боковой ветер, при котором возможно столкновение раскачивающейся кабины с опорами. Правда, маятниковые дороги сложны, дорогостоящи и перевозят немного людей.


После второй мировой войны во многих странах Европы, в США, Японии началось бурное развитие горнолыжного спорта. Эта своеобразная лыжная лихорадка захватила десятки миллионов людей. За каких-нибудь 20 лет произошла буквально "лыжная революция". Техника спуска на лыжах с гор претерпела коренные изменения, каждый год появлялись новые, все более совершенные модели лыж, креплений, ботинок, палок. Горнолыжная "эпидемия" дала новый мощный толчок строительству канатных дорог. Широкое применение нашли кресельные и буксировочные подъемники.


Кресельная канатная дорога - это тягово-несущий трос, совершающий по опорам круговращательное движение. К тросу с помощью зажимов подвешены кресла. Посадка и высадка пассажиров на ходу, поэтому скорость движения кресельных подъемников ограничена: она не превышает 2,5 м/с. Кресла подвешиваются на расстоянии 25-35 м друг от друга, протяженность трассы достигает 2,5 км. Технически можно было бы делать дорогу гораздо длиннее, но в этом случае увеличивается время подъема, которое не должно превышать 10-15 мин: в плохую, холодную погоду приятное и плавное перемещение по воздуху в открытом кресле может обернуться тяжким испытанием.


Наиболее простой и дешевый тип канатных дорог - буксировочные подъемники, которые предназначаются только для лыжников. За последние годы они получили чрезвычайно широкое распространение. Если в кресельном подъемнике кресла заменить на подвески - бугели, то и получится буксировочная канатная дорога. Опоры можно понизить и сделать легче, а трос тоньше, сократить расстояние между держателями, увеличить скорость движения, резко поднять производительность. У большей части буксировочных канатных дорог бугели крепятся к тросу наглухо. В 1933 году молодой инженер из Гренобля Жан Помогальский изобрел буксировочный подъемник с отцепляемыми бугелями. Это позволило увеличить скорость и пропускную способность (до 1000 лыжников в час). Подъехав к посадочной станции, лыжник захватывает длинную гибкую штангу с телескопической системой, позволяющей бугелю растягиваться по длине; затем переводит по монорельсу штангу из обоймы-запасника к движущемуся тросу. Срабатывает захватывающее устройство, и лыжник, оседлав штангу, к концу которой прикреплена пластмассовая тарелка, устремляется на лыжах вверх по склону. Конструкция Помогальокого позволяет канатке менять направление движения. У буксировочной дороги в Гриндельвальде (Швейцария) 5 поворотов. Помогальский создал и самый современный, скоростной, высокопроизводительный (до 1500 человек в час), комфортабельный подъемник: гондольную канатную дорогу.


Это нечто среднее между маятниковой и кресельной дорогами. Вагон (гондола) рассчитан на 2 - 4 человека. Канат движется непрерывно, пассажиры входят в покоящуюся гондолу. Затем она с помощью захвата присоединяется к движущемуся тросу, который увлекает целую гирлянду ярко раскрашенных кабин вверх по опорам. Гондольным подъемникам принадлежит большое будущее.


В Куршевеле я встретился с нынешним генеральным директором фирмы "Пома" Гастоном Катьяром. Он бывший гид из Шамони и хороший лыжник. Катьяр много слышал о Советском Союзе и мечтает побывать в горах Кавказа. У фирмы "Пома" два завода, на которых работают 330 человек. В их числе 80 проектировщиков и 25 монтажников. Фирма ежегодно производит и монтирует 11 гондольных, 34 кресельных и 128 буксировочных канатных дорог. Катьяр рассказал, что сегодня конструкторы работают над проектом "Пома-2000". Эта канатная дорога с пропускной способностью около 7000 человек в час предназначается для городов.


Широкое распространение получили и малогабаритные буксировочные подъемники с бензиновыми двигателями. Они легко умещаются в багажнике легкового автомобиля и могут быть установлены на небольшом склоне (100-200 м) в течение 10-15 мин. Самодельная и весьма оригинальная модель, разработанная львовоким конструктором Ю. Микольским, весит около 40 кг. Силовая установка - двигатель мотороллера "Вятка".


Классифицируются канатные дороги в зависимости от назначения, конcтрукции, числа канатов, вида движения.


Все канатные дороги состоят из следующих основных конструктивных узлов и элементов: приводного механизма, возвратной станции, канатов, опор, натяжного устройства, подвижного состава, электрического оборудования, средств связи и сигнализации. Главные элементы привода - двигатель и приводной шкив. Двигатели в основном электрические, как постоянного, так и переменного тока. В качестве запасных устанавливают дизель-генераторы. Двигатель сочленяется с приводным шкивом через систему валов и зубчатых колес - редуктор. Система дополняется дисковыми или щечными тормозами.


Значение канатных дорог для развития туризма и горнолыжного спорта трудно переоценить. В нашей стране строительство подъемников для лыжников началось сравнительно недавно. Первую кресельную дорогу построили в районе Приэльбрусья в 1963 году. Как и всякое новое дело, строительство канатных дорог встречает немало трудностей. Главная - инертность тех организаций, которые, казалось бы, должны были ухватиться за столь простую и плодотворную идею. Ведь эксплуатация канатных дорог с экономической точки зрения - дело чрезвычайно выгодное. Сегодня большинство людей отдыхает летом. Отсюда и масса проблем с устройством отдыхающих в местах традиционного летнего отдыха. А если бы все больше людей приобщались к лыжному зимяему спорту? Может быть, отпали бы проблемы, связанные с сезонностью отпусков.


Увы, пока у нас мало канатных дорог, столь необходимых для развития массового горнолыжного спорта. До сих пор "канатные" дела решаются в основном за счет энтузиазма канатчиков. И сделано ими немало. На горнолыжной карте нашей страны уже можно показать более 20 районов, где работают маятниковые, кресельные и большие буксировочные подъемники. Среди них такие, как Терскол, Домбай, Бакуриани, Цахкадзор, Чимбулак, Кировск, Мончегорск, Славск, Красноярск, Южно-Сахалинск. Много таких районов освоено на чертежных досках проектировщиков. Серьезную роль в деле строительства канатных дорог сыграло торговое соглашение о поставке оборудования, заключенное между СССР и Чехословакией. Начиная с 1966 года мы закупили в ЧССР 3 кресельных дороги, 70 буксировочных длиною по 1000 м и околo 400 небольших 200-метровых подъемников для детских спортивных школ, туристских баз, горнолыжных секций предприятий и организаций. В настоящее время ведутся переговоры между советскими и французскими специалистами о совместном проектировании канатных дорог на Кавказе.


Вместе с канатными дорогами множатся и ряды лыжников. Посмотрите, что делается в воскресный день в Крылатском (рядом с Гребным каналом в Москве), какие счастливые лица у тех, кто, отстояв в длинной очереди, уселся наконец в кресло Чегетской парнокресельной и поплыл вверх в предвкушении нового головокружительного спуска - и вы поймете, какое это важное и нужное дело - канатные дороги.




Юрий Копылов, член Президиума Федерации горнолыжного спорта СССР, председатель комиссии по канатным дорогам, для журнала




Гармония на интеллектуальном уровне Гармония на интеллектуальном уровне
Счастливая гармоничная жизнь делится на несколько уровней (физический, социальный, интеллектуальный и духовный), каждый из которых должен быть полным
Выбираем компанию для еды Выбираем компанию для еды
Вы не знали о том, что настроение повара передается нам через пищу? Или что как и с кем мы едим, также влияет на наше тело и душу
Асафетида: специя, заменяющая лук и чеснок Асафетида: специя, заменяющая лук и чеснок
Лук и чеснок считаются очень полезными культурами, которые повышают иммунитет и защищают от простудных заболеваний, но если говорить об уровне энергетическом, то лук и чеснок делают характер человека жестким, агрессивным, они увеличивают вожделение в теле человека, поэтому некоторые отказываются от этих продуктов
Ссылки по теме:
  • Устремленные вверх
  • Команда
  • Кто Вы "Мистер Кий?"
  • Раздражение при контактах с кораллами
  • Антарктида - Россия 2003
    • Организации
      - Производители
      - Магазины
      - Интернет - магазины
      - Клубы и секции
      - СМИ
      - Спортивные организации
      Поделись опытом
      Фотогалерея
      Бои с быкамиБейсбол