|
Птицевод - любитель Вячеслав Комов держит у себя на даче почти 400 декоративных кур - таких птицеводческих хозяйств в России больше нет.
Он хорошо известен не только среди питерских птичников. Его знают любители кур всего мира. А все потому, что молодому человеку удалось восстановить старинную русскую породу кур - павловскую, которая до сих пор считалась исчезнувшей.
Курица - птица редкая.
Птичье хозяйство занимает почти половину небольшого участка в Лемболово. Разноцветная куриная стая носится по загону взад-вперед под предводительством главаря - огромного черного петуха. Каких только экзотических пород нет на даче у Комова - и карликовые бойцовые петушки, и кохинхины, которых иcпокон веков держали при дворе китайские императоры, и даже китайские шелковые курочки - их оперение на ощупь не отличишь от кроличьего пуха. Но когда-то своего первого пернатого питомца Вячеслав завел на балконе в городской квартире.
- Мне был лет 13, когда я получил в подарок карликового петушка, - рассказывает Комов. - В то время я увлекался генетикой, стал экспериментировать, выводить породы. Постепенно птицеводство захватило меня полностью, и я не мыслил своей жизни без кур. Года три почти безвылазно сидел в библиотеке - прочитал, наверное, всю 'куриную' литературу. После школы поступил в сельхозакадемию. Птиц заводил разных, но больше всего мне хотелось заниматься старинными русскими породами. Ведь за границей любителей птицеводства значительно больше, нежели у нас, и удивить кого-то экзотикой там очень трудно. Все разновидности, которые в России считаются диковинкой, в Европе и Америке встречаются довольно часто. Я в этом убедился, когда ездил на общеевропейскую выставку в Австрию.
Птицевод-любитель обошел ученых
После революции куроводство в России действительно стало непопулярным - и постепенно старые традиции исчезли. Перестали проводиться петушиные бои. Столь распространенная когда-то в средней полосе порода орловских кур чудом попала за границу, а вот уникальных павловских, которых считают прaродителями всех хохлатых кур, спасти не удалось. Они считались исчезнувшими. И Слава, как любой заядлый птичник, естественно, мечтал восстановить былые традиции и породы.
- Однажды в Институт генетики завезли яйца. Я взял у них несколько штук и, когда вылупились цыплята, увидел в них признаки павловской породы - это было еще в 80-х годах. Стал заниматься селекцией и в конце концов почти через десять лет вывел поголовье. Птицы один в один напоминали павловских - у петухов были такие же хохолки, оперение лапок.
Я повез своего петуха на выставку в Москву. Тогда это стало сенсацией - разгорелся дикий скандал. Ведь над восстановлением породы много лет трудились ученые, но безуспешно. И тут какой-то безызвестный птицевод Комов заявляет, что смог добиться хороших результатов.
Однако, когда Слава выставил своего питомца, а рядом чудом сохранившееся с прошлого века чучело павловского петуха, противникам пришлось 'сложить оружие': обе птицы выглядели как родные братья.
Коварные лисы
Дела у Славы шли прекрасно - он продолжал заниматься разведением своей любимой породы. Однако четыре года назад произошло событие, заставившее Вячеслава начать свою работу практически с нуля.
- У нас на даче неожиданно появились лисы. Да сразу несколько. Все было как обычно - я приехал навестить пернатых, оставил корм, воду и поехал в город. А когда вернулся - увидел в своем птичнике полнейшую разруху - все с таким трудом выведенные павловские куры и петухи были съедены. К счастью, нескольким цыплятам удалось спастись - попрятались по кустам. Они, голодные и облезлые, выскочили мне навстречу. Соседи рассказывали, что лисица совсем обнаглела - передушив куриц, долго валялась в моем огороде на пару с какой-то кошкой.
Прошло несколько лет, и Комов практически восстановил свое хозяйство после стихийного бедствия. На всякий случай сделал забор поплотнее, который никакой лисе не одолеть. И построил своим пернатым любимцам роскошный двухэтажный курятник - настоящий дворец, отделанный кафелем.
- Пока птичник строили, некоторые куры оставались ночевать на улице. Залетят на яблоню и сидят так всю ночь. Однажды мороз ударил. Я утром смотрю - не только ветки, но и птицы все инеем покрыты. Даже испугался за них. Однако северным породам мороз не страшен.
Чучело
Имен своим пернатым Слава не дает - куры есть куры, и слишком привязываться к ним нельзя, а то как потом подавать на стол Петьку или Ваську?
- Однажды понес я красивого павловского петуха к таксидермистам - решил чучело из него сделать, - продолжает Комов. - И тут мастер спрашивает: 'Он был вашим другом?' Я поначалу даже не понял, что он имеет в виду. Оказалось, чучельники часто отказываются от заказов. Многие владельцы животных просят, чтобы у их домашних любимцев было особое 'выражение лица' - как при жизни. Мы потом долго смеялись.
В доме у Славы имеются не только чучела его пернатых. Семья Комовых собирает коллекцию - друзья дарят им игрушки, чашки, салфетки, связанные с петушиной тематикой. Даже изготовили для Славы специальный графин со стеклянной курочкой внутри.
- Впрочем мое увлечение денег практически не приносит - скорее, одни расходы. Хотя хорошая породистая курица или петух стоит от 50 до 100 долларов, но продавать их пока некому - в Петербурге любителей немного. Зато как приятно приехать на дачу и любоваться разноцветной стаей... Теперь мечтаю еще и индюков завести.
Татьяна Михайлова
Фото Замира Усманова
Ссылки по теме:
Повелитель курПутешествия по горам РоссииЦиклировать?История фарфоровой куклыИнтервью с Юрой Питканеном
|