Сделать стартовойСделать закладку
English
 

   

  Активные хобби
Земля :
   - Рестлинг
   - Гольф
   - Коррида
   - Бодибилдинг
   - Volley-Socks
                         далее...
Вода :
   - Подводная охота
   - Водное поло
   - Прыжки в воду
   - Виндсерфинг
   - Дайвинг
                         далее...
Небо :
   - Кайтинг
   - Парапланы
   - Дельтапланы
   - Парашютный спорт
   - Самолеты
                         далее...
Горы :
   - Сноуборд
   - Альпинизм
   - Скалолазание
   - Ледолазание
   - Горные лыжи
                         далее...
Душа :
   - Коллекционирование
   -  Охота
   - Рыбалка
   - Путешествия
:
                         далее...
  Творческие хобби
   - Вязание
   - Нумизматика
   - Рукоделие
   - Кулинария
   - Садоводство
                         далее...
  Нетрадиционные хобби
  Фотогалерея
  Обои для рабочего стола
  Организации
  Поиск
  Гостевая книга
  Поделись опытом
Изготовление металлических ограждений для клумб.
Свежий выпуск новостей
Конструктор для сайтов
Места отдыха в России
 
 
Хобби и увлечения \\ Активные хобби \\ Вода \\ Яхты \\
 
Словарь

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ- определённый район, в пределах которого установлено одностороннее движение судов.


ПОЛУКЛЮЗ- накладной клюз с разрезом для вкладывания троса.


ПОМПА- механизм для перекачивания жидкостей.


ПОНТОН- плавучее сооружение дя поддержания на воде различных устройсв.


ПОСАДКА НА МЕЛЬ-аварийная остановка судна из-за касания грунта килем или днищем.


ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС- брус, укрепляемый вдоль надводного борта, предохраняет борт


при навалах и во время стоянки.


ПРИВЕСТИСЬ (к ветру)- изменить курс яхты ближе (круче) к направлению ветра.


ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.


ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ- горизонтальные движения частиц воды, вызываемые действием


приливо-образующих сил Луны и Солнца.


ПРОА- тип катаматана с аутригером-поплавком, отнесенным от основного корпуса.


ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.


ПРЯДЬ -составная часть троса, у растительного свитая из каболок, у стального троса


свитая из одинаковых проволок.


ПРЯМОЙ ПАРУС- см. вооружение парусного судна.


ПУТЕВОЙ УГОЛ (ПУ)- горизонтальный угол между северной частью истинного мередиа-


на и линией пути.


ПЯРТНЕРС- отверстие в палубе яхты, через которое проходит мачта.


ПЯТКА- 1.Упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец - нок.


2. Внешняя (нижняя) часть тренда у якоря.


Р
РАЗРЕЗНОЙ ФОК- парус, состоящий из двух частей: передней - кливера и задней -


фока, поднимаемых на общем рейке (шлюпочный парус).


РАКОВИНА- боковой свес в кормовой части судна.


РАКСЫ- металлические кольца или полукольца, одетые на штаг и привязанные к перед-


ней шкаторине стакселя или кливера. На современных яхтах заменены карабина-


ми или штаг-пирсом.


РАКС-БУГЕЛЬ- 1.вариант тросового исполнения бейфута, когда он дополнен ракс-слиза-


ми (деревинными пластинами) и ракс-клотами (точёными шарикам). 2.Кольцо с


крюком, ходящее по мачте и служащее для подъёма рейка паруса.


РАНГОУТНОЕ ДЕРЕВО- традиционное название яхтенного рангоута, совокупности надпа-


лубных конструкций и деталей яхтенного вооружения, предназначенного для


постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, реи, гики, бушприт и т.д.).


РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления усилия механического движетеля на проти-


воположное (винта, водомёта).


РЕГАТА- соревнование парусных судов, состоящее из серии гонок для различных яхт.


РЕЁК- 1.Рангоутное дерево, служащее для подъёма за верхнюю шкаторину косого, че-


тырёхугольного, рейкового паруса фалом, заложенным за ракс-бугель. В отличии


от гафеля, реёк выходит за мачту в нос. 2.Стаксель (кливер)-гик. 3. Любой тонкий


и длинный элемент рангоута, используемый впервые для несения парусов на яхте. ###


РЕЙ- горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для


приязывания к нему прямых парусов. Сигнальный рей предназначен для подъёма


на нём сигнальных флагов и знаков (фигур).


РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки


судов на швартовных бочках, буях или якорях.


РЕЛИНГ- 1.Жесткое, металлическое ограждение палубы в носу или в корме яхты.


2.Релинги- стойки с продольными связями, заменяющие или наращивающие фальшборт.


РЕПКА- особая заделка конца троса плетением прядей.


РИДЕРСЫ- железные полосы, наложенные крест-накрест поверх внутренней обшивки


или шпангоутов для повышения прочности деревянного корпуса.


РИФ- подводная, или находящаяся чуть выше уровня воды, скала на мелководье.


РИФ-БАНТ- полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине


для увеличения его прочности в местах основания риф-сезней (люверсов).


РИФ-ГАТЫ- (люверсы) отверстия в парусе, через которые пропускаются риф-сезьни.


РИФ-СЕЗЬНИ- см. риф-штерты.


РИФ-ТАЛИ- тали для притягивания шкаторины к рею (гику) при взятии рифов.


РИФ-ШКЕНТЕЛЬ- снасть для притягивания к гику задней или передней шкаторины


косого паруса при взятии рифов.


РИФ-ШТЕРТЫ (ШКЕРТЫ)- (риф-сезни) короткие снасти, основанные в риф-гатах (лю-


версах), для привязывания паруса к рангоуту (лееру) при взятии рифов.


РИФИТЬ ПАРУСА- (брать, взять рифы), уменьшать площади парусов с помощью специ-


альных устройств, снастей и приёмов. См. также патент-риф.


РИЧЕР- полно скроенный, сшитый из легкой ткани парус с высоко поднятым шкотовым


углом и большим серпом по задней шкаторине. Ставится на место стакселя.


РОМБОВАНТЫ- ванты, проходящие через краспицы и закрепленные обоими концами


на мачте. Ромбокркаспицы, как правило, заваливают немного вперед.


РОСТР-БЛОКИ- подставки для установки шлюпок на борту судна.


РОСТРЫ- 1.Совокупность запасных рангоутных дерев на судне. 2.Ряд бимсов на парус-


никах, опирающихся на рубку, а по бортам на стойки, служат для размещения


судовых шлюпок.


РОУЛЬС- вращающийся на оси барабан с жёлобом под трос, используется в составе


кип, клюзов, блоков и т.д.


РУБКА- сооружение на палубе яхты, не доходящее до бортов, с окнами, дверями и т.д.


РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.


РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности (11,25*).


РУМПЕЛЬ- рычаг, жесто закреплённый в верхней части баллера, перпендикулярно оси.


РУНДУК- 1.Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку. 2.Помещение на


берегу для хранения яхтенного имущества.


РУСЛЕНЬ- небольшая площадка с внешней стороны борта для крепления юферсов вант.


РУСТОВ- цепь или трос, удерживающий якорь за пятку в убранном положении.


РЫБИНСЫ- деревянные рейки, нашиваемые поверх шпангоутов для предотвращения


повреждения, как помещенного в трюм груза, так и бортов. ###


РЮ- 1. Реёк в латинском парусном вооружении. 2.Предшественник гафеля на парусных


судах, когда он выходил вперед за мачту.


РЫНДА- особый звон (в 2 удара) в судовой колокол. Этот звон используется для указа-


ния времени (отбивания склянок).


РЫНДА-БУЛИНЬ- короткий трос с кнопом на конце, привязанный к языку колокола.


С
САЛИНГ- узел рангоута в виде рамы, состоящий из продольных (лонга-салингов) и по-


перечных (краспиц) брусьев, их крепления к мачте (чиксов) и служит для отвода брам и стень-вант.


СВАЙКА- инструмент для такелажных работ, пробивки прядей при сплетении тросов.


СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе яхты, огражденный комингсом.


СЕГАРСЫ- кольца, свободно ходящие по мачте (гафелю) и служащие для крепления


шкаторины паруса к рангоуту.


СЕЗНИ- концы для увязывания (сезневания) парусов или их части в собранном виде.


СЕЙ-ТАЛИ- тали, основанные мжду одношкивным и двухшкивным блоками.


СЕКСТАН- угломерный инструмент отражательного типа для измерения высот небесных


светил и углов на земной поверхности.


СКАЙ ЛЯЙТ- палубный, световой люк.


СКЕГ- ограждающий, вертикальный профиль перед пером руля на некоторых яхтах.


СКЛИЗ- простейшее подъёмно-спусковое устройство с деревянными дорожками для яхт.


СКЛОНЕНИЕ-см. магнитное склонение.


СКЛЯНКИ- см. рында.


СКУЛА- место перехода от днища к борту в носовой части обшивки. Существуют острые,


криволинейные и'ломаные' скулы.


СКУЛОВОЙ КИЛЬ- ребро, установленное параллельно ДП яхты, от скулы в корму, пер-


пендикулярно обшивке, для снижения (успокоения) качки.


СЛАБЛИНЬ- линь для крепления паруса (чаще триселя) к мачте или шлюпочного паруса


к рейку.


СЛЕМИНГ- вибрация корпуса при ударах днищевой части носовой оконечности яхты


о встречные волны.


СНАСТЬ- растительный, синтетический или стальной трос, имеющий название и иполь-


зуемый для постановки, уборки и управления парусами и рангоутом на яхте.


СНОС- отклонение яхты с линии курса под влиянием течения. Измеряется углом между


ДП яхты и линией пути, без учета ветрового дрейфа.


СОРЛИНЬ- трос для подъёма пера руля, отсоединяемого от баллера, или трос (цепь),


соединяющий перо руля с корпусом, во избежание потери руля при его поломке.


СПИНАКЕР- треугольный, равнобедренный, полноскроенный из легкой ткани, передний


парус, который ставится на курсах от галфвинда до фордевинда с выносом наветрен-


ного угла с помощью спинакер-гика и браса. Подветренный брас называют шкотом.


СПИНАКЕР-ГИК- выстрел от мачты для выноса брасового угла спинакера на ветер.


СПЛЕСЕНЬ- соединение двух тросов одинаковой толщины.


СТАКСЕЛЬ- ближайший к мачте, передний, косой парус.


СТАКСЕЛЬ-ГИК- см. гик. ###


СТАНОВОЙ ЯКОРЬ- основной, отдаваемый с носа якорь.


СТАР-КНИЦА- кница, связывающая ахтерштевень с кильсоном.


СТВОРНЫЕ ЗНАКИ- береговые, парные знаки навигационной обстановки (маяки, фермы


со щитами, пирамиды ит.д.), предназначенные для указания направления, ширины


фарватера, а также для разметки мерной линии.


СТЕМ- форштевень на деревянных судах.


СТЕНЬГА- рангоутное дерево, служащее продолжением мачты, поднимаемое с помощью


стень-вынтрепа и удерживаемая с боков стень-вантами, а сзади стень-фордунами.


СТЕПС- деревянное или металлическое гнездо (опора) на киле, в (на) которое ставится


мачта своим шпором.


СТОП-АНКЕР- вспомогательный, запасной якорь, обычно уложенный на юте.


СТОПОР- 1.Устройство для зажима ходового конца. 2.Узел (кноп) на конце снасти, для


предотвращения её выхлёстывания из блока (кипы).


СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ- см. такелаж.


СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой,


бортовой и палубный стрингер (карлингс).


СТРОП- 1.Приспособление из тросов для захвата (обхвата) и подвешивания к гаку гру-


зов. 2. Короткий конец для подвязывания чего-либо.


СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями


на яхте, фиксацией времени и порта прибытия\убытия, на бланке, где указано наз-


вание судна и порт его приписки.


СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которуе должны нести все суда в


море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой. См. огни и знаки.


СХОДНЯ- переносной трап, используемый для схода на берег.


СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ- вычисление координат и направления движения яхты с учётом дрей-


фа и сноса. Отсюда- счислимое место.


Т
ТАБЛИЦЫ ПРИЛИВОВ- пособия, служащие для определения моментов наступления


и высот полных и малых вод в каждые сутки, а также высоты уровня вод в любой


момент времени в прибрежных пунктах.


ТАКЕЛАЖ- совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами.


Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фор-


дуны, штаги), и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий таке-


лаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий


такелаж парусов ( фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.).


ТАЛИ- тяговое, грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом,


состоящее из двух одношкивных блоков (подвижного и неподвижного), через кото-


рые прводится трос. Наличие одного лопаря в талях уменьшает прилагаемое усилие


вдвое. См. также хват-тали, сей-тали, гини и лопарь.


ТАЛРЕП- 1.Вертлюг, состоящий из корпуса, в который ввинчиваются два стальных прут-


ка с фитингами для крепления стягиваемых элементов (снастей, рангоута и пр.).


Юферсы и трос, основанный между ними, для обтягивания стоячего такелажа ###
ТЕНДЕР(КУТТЕР)- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт, несущих


более одного передних парусов.


ТОЛБОЙ- узкий, крыловидный парус, который ставится в паре с ричером на курсах 45*-


120* к ветру, или со спинакером на острых бакштагах.


ТОМБУЙ- буёк, привязанный тонким тросом (буйрепом) к тренду якоря, для указания


места отдачи якоря и обеспечения возможности поднять буйреп на борт. См.буйреп.


ТОП- верхняя оконечность вертикального рангоутного дерева (мачты, флагштока и т.д.).


ТОПОВЫЙ ОГОНЬ- светящий вперёд, белый огонь на мачте, по ДП судна. См.МППСС-72.


ТОПЕНАНТ- снасть бегучего такелажа, для удержания под нужным углом к палубе дета-


лей рангоута (реев, гиков и т.д.).


ТОПРИК (ТОПРЕП)- трос или цепь, соединяющая верхнии концы двух шлюпбалок.


ТРАВЕРЗ- положение, когда пеленг на ориентир перпендикулярен ДП яхты.


ТРАВИТЬ- ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное


действие - выбирать.


ТРАНЕЦ- (транцевая доска) плоская, срезанная поперек корма судна.


ТРАНЦЕВАЯ ПЛИТА- пластина, шарнирно закреплённая под кормой глиссирующего


судна, как продолжение его днища, для регулировки дифферента и крена.


ТРАП- лестница для сообщения между помещениями на яхте. Забортный - для подъёма


со шлюпки, из воды.


ТРАПЕЦИЯ- страховочный трос с мачты гоночного швертбота, для вывешивания зкипажа


за борт при откренивании (противодействии ветровому, кренящему моменту).


ТРЕЙЛЕР- прицеп к автомобилю для транспортировки яхт, их спуска и подъёма из воды.


ТРЕНД- узел соединения лап и веретена якоря.


ТРИМАРАН- трёхкорпусная яхта.


ТРИСЕЛЬ- 1.Штормовой, косой парус уменьшенной площади, сшитый из прочной пару-


сины. Ставится вместо грота, со свободной нижней шкаториной (без гика).


2.На парусниках, косой, четырёхугольный парус, привязанный к гафелю, гику и мач-


те или к (тонкой) трисель-мачте позади основной.


ТРОС- канатно-верёвочное изделие из естественных или искусственных ,волокнистых


материалов или из стальной проволоки.


ТРЮМ- пространство в корпусе яхты между внутренней обшивкой и пайолами.


ТУЗИК- небольшая шлюпка на яхте, раскрепляемая на палубе.


ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля.


У
УВАЛИТЬСЯ (под ветер)- изменить курс так, чтобы угол между ДП яхты и направлением


ветра увеличился.


УГОЛ ДРЕЙФА- см. дрейф.


УГОЛ СНОСА- см. снос.


УДАВКА- морской узел.


УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.


УИШБОН- гнутый гик с обоих сторон паруса ( например, на виндсерфере).


УПРАВЛЯЕМОСТЬ- способность яхты подчиняться управлению рулём и парусами. Во

<<<  НазадВперед  >>>
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 
Ссылки по теме:
  • Словарь
  • Рыбацкий штык
  • Словарь пещерных терминов
  • Какие доски есть?
  • Эфирное масло Иссопа
    • Организации
      - Производители
      - Магазины
      - Интернет - магазины
      - Клубы и секции
      - СМИ
      - Спортивные организации
      Поделись опытом
      Фотогалерея
      Петушиные боиАрхеологическая находка на пляже