ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ- определённый район, в пределах которого установлено одностороннее движение судов.
ПОЛУКЛЮЗ- накладной клюз с разрезом для вкладывания троса.
ПОМПА- механизм для перекачивания жидкостей.
ПОНТОН- плавучее сооружение дя поддержания на воде различных устройсв.
ПОСАДКА НА МЕЛЬ-аварийная остановка судна из-за касания грунта килем или днищем.
ПРИВАЛЬНЫЙ БРУС- брус, укрепляемый вдоль надводного борта, предохраняет борт
при навалах и во время стоянки.
ПРИВЕСТИСЬ (к ветру)- изменить курс яхты ближе (круче) к направлению ветра.
ПРИЖИМНОЙ- швартов, подаваемый перпендикулярно ДП судна.
ПРИЛИВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ- горизонтальные движения частиц воды, вызываемые действием
приливо-образующих сил Луны и Солнца.
ПРОА- тип катаматана с аутригером-поплавком, отнесенным от основного корпуса.
ПРОДОЛЬНЫЙ- швартов, подаваемый с носа вперёд, с кормы назад.
ПРЯДЬ -составная часть троса, у растительного свитая из каболок, у стального троса
свитая из одинаковых проволок.
ПРЯМОЙ ПАРУС- см. вооружение парусного судна.
ПУТЕВОЙ УГОЛ (ПУ)- горизонтальный угол между северной частью истинного мередиа-
на и линией пути.
ПЯРТНЕРС- отверстие в палубе яхты, через которое проходит мачта.
ПЯТКА- 1.Упертый в мачту конец рангоутного дерева. Другой, свободный конец - нок.
2. Внешняя (нижняя) часть тренда у якоря.
Р
РАЗРЕЗНОЙ ФОК- парус, состоящий из двух частей: передней - кливера и задней -
фока, поднимаемых на общем рейке (шлюпочный парус).
РАКОВИНА- боковой свес в кормовой части судна.
РАКСЫ- металлические кольца или полукольца, одетые на штаг и привязанные к перед-
ней шкаторине стакселя или кливера. На современных яхтах заменены карабина-
ми или штаг-пирсом.
РАКС-БУГЕЛЬ- 1.вариант тросового исполнения бейфута, когда он дополнен ракс-слиза-
ми (деревинными пластинами) и ракс-клотами (точёными шарикам). 2.Кольцо с
крюком, ходящее по мачте и служащее для подъёма рейка паруса.
РАНГОУТНОЕ ДЕРЕВО- традиционное название яхтенного рангоута, совокупности надпа-
лубных конструкций и деталей яхтенного вооружения, предназначенного для
постановки, раскрепления и несения парусов (мачты, реи, гики, бушприт и т.д.).
РЕВЕРСИРОВАНИЕ- изменение направления усилия механического движетеля на проти-
воположное (винта, водомёта).
РЕГАТА- соревнование парусных судов, состоящее из серии гонок для различных яхт.
РЕЁК- 1.Рангоутное дерево, служащее для подъёма за верхнюю шкаторину косого, че-
тырёхугольного, рейкового паруса фалом, заложенным за ракс-бугель. В отличии
от гафеля, реёк выходит за мачту в нос. 2.Стаксель (кливер)-гик. 3. Любой тонкий
и длинный элемент рангоута, используемый впервые для несения парусов на яхте. ###
РЕЙ- горизонтальное рангоутное дерево, подвешенное за середину и служащее для
приязывания к нему прямых парусов. Сигнальный рей предназначен для подъёма
на нём сигнальных флагов и знаков (фигур).
РЕЙД- открытая, прибрежная часть водной поверхности, предназначенная для стоянки
судов на швартовных бочках, буях или якорях.
РЕЛИНГ- 1.Жесткое, металлическое ограждение палубы в носу или в корме яхты.
2.Релинги- стойки с продольными связями, заменяющие или наращивающие фальшборт.
РЕПКА- особая заделка конца троса плетением прядей.
РИДЕРСЫ- железные полосы, наложенные крест-накрест поверх внутренней обшивки
или шпангоутов для повышения прочности деревянного корпуса.
РИФ- подводная, или находящаяся чуть выше уровня воды, скала на мелководье.
РИФ-БАНТ- полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно нижней шкаторине
для увеличения его прочности в местах основания риф-сезней (люверсов).
РИФ-ГАТЫ- (люверсы) отверстия в парусе, через которые пропускаются риф-сезьни.
РИФ-СЕЗЬНИ- см. риф-штерты.
РИФ-ТАЛИ- тали для притягивания шкаторины к рею (гику) при взятии рифов.
РИФ-ШКЕНТЕЛЬ- снасть для притягивания к гику задней или передней шкаторины
косого паруса при взятии рифов.
РИФ-ШТЕРТЫ (ШКЕРТЫ)- (риф-сезни) короткие снасти, основанные в риф-гатах (лю-
версах), для привязывания паруса к рангоуту (лееру) при взятии рифов.
РИФИТЬ ПАРУСА- (брать, взять рифы), уменьшать площади парусов с помощью специ-
альных устройств, снастей и приёмов. См. также патент-риф.
РИЧЕР- полно скроенный, сшитый из легкой ткани парус с высоко поднятым шкотовым
углом и большим серпом по задней шкаторине. Ставится на место стакселя.
РОМБОВАНТЫ- ванты, проходящие через краспицы и закрепленные обоими концами
на мачте. Ромбокркаспицы, как правило, заваливают немного вперед.
РОСТР-БЛОКИ- подставки для установки шлюпок на борту судна.
РОСТРЫ- 1.Совокупность запасных рангоутных дерев на судне. 2.Ряд бимсов на парус-
никах, опирающихся на рубку, а по бортам на стойки, служат для размещения
судовых шлюпок.
РОУЛЬС- вращающийся на оси барабан с жёлобом под трос, используется в составе
кип, клюзов, блоков и т.д.
РУБКА- сооружение на палубе яхты, не доходящее до бортов, с окнами, дверями и т.д.
РУЛЬ- конструкция, состоящая из пера руля, баллера и румпеля.
РУМБ- единица плоского угла в навигации, равная 1\32 части окружности (11,25*).
РУМПЕЛЬ- рычаг, жесто закреплённый в верхней части баллера, перпендикулярно оси.
РУНДУК- 1.Закрытый ящик для личных вещей, встроенный в койку. 2.Помещение на
берегу для хранения яхтенного имущества.
РУСЛЕНЬ- небольшая площадка с внешней стороны борта для крепления юферсов вант.
РУСТОВ- цепь или трос, удерживающий якорь за пятку в убранном положении.
РЫБИНСЫ- деревянные рейки, нашиваемые поверх шпангоутов для предотвращения
повреждения, как помещенного в трюм груза, так и бортов. ###
РЮ- 1. Реёк в латинском парусном вооружении. 2.Предшественник гафеля на парусных
судах, когда он выходил вперед за мачту.
РЫНДА- особый звон (в 2 удара) в судовой колокол. Этот звон используется для указа-
ния времени (отбивания склянок).
РЫНДА-БУЛИНЬ- короткий трос с кнопом на конце, привязанный к языку колокола.
С
САЛИНГ- узел рангоута в виде рамы, состоящий из продольных (лонга-салингов) и по-
перечных (краспиц) брусьев, их крепления к мачте (чиксов) и служит для отвода брам и стень-вант.
СВАЙКА- инструмент для такелажных работ, пробивки прядей при сплетении тросов.
СВЕТОВОЙ ЛЮК- люк прямоугольной формы в палубе яхты, огражденный комингсом.
СЕГАРСЫ- кольца, свободно ходящие по мачте (гафелю) и служащие для крепления
шкаторины паруса к рангоуту.
СЕЗНИ- концы для увязывания (сезневания) парусов или их части в собранном виде.
СЕЙ-ТАЛИ- тали, основанные мжду одношкивным и двухшкивным блоками.
СЕКСТАН- угломерный инструмент отражательного типа для измерения высот небесных
светил и углов на земной поверхности.
СКАЙ ЛЯЙТ- палубный, световой люк.
СКЕГ- ограждающий, вертикальный профиль перед пером руля на некоторых яхтах.
СКЛИЗ- простейшее подъёмно-спусковое устройство с деревянными дорожками для яхт.
СКЛОНЕНИЕ-см. магнитное склонение.
СКЛЯНКИ- см. рында.
СКУЛА- место перехода от днища к борту в носовой части обшивки. Существуют острые,
криволинейные и'ломаные' скулы.
СКУЛОВОЙ КИЛЬ- ребро, установленное параллельно ДП яхты, от скулы в корму, пер-
пендикулярно обшивке, для снижения (успокоения) качки.
СЛАБЛИНЬ- линь для крепления паруса (чаще триселя) к мачте или шлюпочного паруса
к рейку.
СЛЕМИНГ- вибрация корпуса при ударах днищевой части носовой оконечности яхты
о встречные волны.
СНАСТЬ- растительный, синтетический или стальной трос, имеющий название и иполь-
зуемый для постановки, уборки и управления парусами и рангоутом на яхте.
СНОС- отклонение яхты с линии курса под влиянием течения. Измеряется углом между
ДП яхты и линией пути, без учета ветрового дрейфа.
СОРЛИНЬ- трос для подъёма пера руля, отсоединяемого от баллера, или трос (цепь),
соединяющий перо руля с корпусом, во избежание потери руля при его поломке.
СПИНАКЕР- треугольный, равнобедренный, полноскроенный из легкой ткани, передний
парус, который ставится на курсах от галфвинда до фордевинда с выносом наветрен-
ного угла с помощью спинакер-гика и браса. Подветренный брас называют шкотом.
СПИНАКЕР-ГИК- выстрел от мачты для выноса брасового угла спинакера на ветер.
СПЛЕСЕНЬ- соединение двух тросов одинаковой толщины.
СТАКСЕЛЬ- ближайший к мачте, передний, косой парус.
СТАКСЕЛЬ-ГИК- см. гик. ###
СТАНОВОЙ ЯКОРЬ- основной, отдаваемый с носа якорь.
СТАР-КНИЦА- кница, связывающая ахтерштевень с кильсоном.
СТВОРНЫЕ ЗНАКИ- береговые, парные знаки навигационной обстановки (маяки, фермы
со щитами, пирамиды ит.д.), предназначенные для указания направления, ширины
фарватера, а также для разметки мерной линии.
СТЕМ- форштевень на деревянных судах.
СТЕНЬГА- рангоутное дерево, служащее продолжением мачты, поднимаемое с помощью
стень-вынтрепа и удерживаемая с боков стень-вантами, а сзади стень-фордунами.
СТЕПС- деревянное или металлическое гнездо (опора) на киле, в (на) которое ставится
мачта своим шпором.
СТОП-АНКЕР- вспомогательный, запасной якорь, обычно уложенный на юте.
СТОПОР- 1.Устройство для зажима ходового конца. 2.Узел (кноп) на конце снасти, для
предотвращения её выхлёстывания из блока (кипы).
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ- см. такелаж.
СТРИНГЕР- продольный элемент набора корпуса судна. Различают днищевой, скуловой,
бортовой и палубный стрингер (карлингс).
СТРОП- 1.Приспособление из тросов для захвата (обхвата) и подвешивания к гаку гру-
зов. 2. Короткий конец для подвязывания чего-либо.
СУДОВАЯ РОЛЬ- список экипажа и пассажиров с паспортными данными, должностями
на яхте, фиксацией времени и порта прибытия\убытия, на бланке, где указано наз-
вание судна и порт его приписки.
СУДОВЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ ОГНИ- основные огни, которуе должны нести все суда в
море: бортовые, топовые, кормовой, буксирный, круговой. См. огни и знаки.
СХОДНЯ- переносной трап, используемый для схода на берег.
СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ- вычисление координат и направления движения яхты с учётом дрей-
фа и сноса. Отсюда- счислимое место.
Т
ТАБЛИЦЫ ПРИЛИВОВ- пособия, служащие для определения моментов наступления
и высот полных и малых вод в каждые сутки, а также высоты уровня вод в любой
момент времени в прибрежных пунктах.
ТАКЕЛАЖ- совокупность снастей для крепления и управления рангоутом и парусами.
Такелаж разделяют на стоячий - для раскрепления рангоута (ванты, бакштаги, фор-
дуны, штаги), и бегучий. Последний, в свою очередь, разделяют на бегучий таке-
лаж рангоута (фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты и пр.) и бегучий
такелаж парусов ( фалы парусов, ниралы, шкоты парусов и пр.).
ТАЛИ- тяговое, грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом,
состоящее из двух одношкивных блоков (подвижного и неподвижного), через кото-
рые прводится трос. Наличие одного лопаря в талях уменьшает прилагаемое усилие
вдвое. См. также хват-тали, сей-тали, гини и лопарь.
ТАЛРЕП- 1.Вертлюг, состоящий из корпуса, в который ввинчиваются два стальных прут-
ка с фитингами для крепления стягиваемых элементов (снастей, рангоута и пр.).
Юферсы и трос, основанный между ними, для обтягивания стоячего такелажа ###
ТЕНДЕР(КУТТЕР)- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт, несущих
более одного передних парусов.
ТОЛБОЙ- узкий, крыловидный парус, который ставится в паре с ричером на курсах 45*-
120* к ветру, или со спинакером на острых бакштагах.
ТОМБУЙ- буёк, привязанный тонким тросом (буйрепом) к тренду якоря, для указания
места отдачи якоря и обеспечения возможности поднять буйреп на борт. См.буйреп.
ТОП- верхняя оконечность вертикального рангоутного дерева (мачты, флагштока и т.д.).
ТОПОВЫЙ ОГОНЬ- светящий вперёд, белый огонь на мачте, по ДП судна. См.МППСС-72.
ТОПЕНАНТ- снасть бегучего такелажа, для удержания под нужным углом к палубе дета-
лей рангоута (реев, гиков и т.д.).
ТОПРИК (ТОПРЕП)- трос или цепь, соединяющая верхнии концы двух шлюпбалок.
ТРАВЕРЗ- положение, когда пеленг на ориентир перпендикулярен ДП яхты.
ТРАВИТЬ- ослаблять, выпускать или перепускать трос, придерживая его. Обратное
действие - выбирать.
ТРАНЕЦ- (транцевая доска) плоская, срезанная поперек корма судна.
ТРАНЦЕВАЯ ПЛИТА- пластина, шарнирно закреплённая под кормой глиссирующего
судна, как продолжение его днища, для регулировки дифферента и крена.
ТРАП- лестница для сообщения между помещениями на яхте. Забортный - для подъёма
со шлюпки, из воды.
ТРАПЕЦИЯ- страховочный трос с мачты гоночного швертбота, для вывешивания зкипажа
за борт при откренивании (противодействии ветровому, кренящему моменту).
ТРЕЙЛЕР- прицеп к автомобилю для транспортировки яхт, их спуска и подъёма из воды.
ТРЕНД- узел соединения лап и веретена якоря.
ТРИМАРАН- трёхкорпусная яхта.
ТРИСЕЛЬ- 1.Штормовой, косой парус уменьшенной площади, сшитый из прочной пару-
сины. Ставится вместо грота, со свободной нижней шкаториной (без гика).
2.На парусниках, косой, четырёхугольный парус, привязанный к гафелю, гику и мач-
те или к (тонкой) трисель-мачте позади основной.
ТРОС- канатно-верёвочное изделие из естественных или искусственных ,волокнистых
материалов или из стальной проволоки.
ТРЮМ- пространство в корпусе яхты между внутренней обшивкой и пайолами.
ТУЗИК- небольшая шлюпка на яхте, раскрепляемая на палубе.
ТУРАЧКА- барабан шпиля, брашпиля.
У
УВАЛИТЬСЯ (под ветер)- изменить курс так, чтобы угол между ДП яхты и направлением
ветра увеличился.
УГОЛ ДРЕЙФА- см. дрейф.
УГОЛ СНОСА- см. снос.
УДАВКА- морской узел.
УЗЕЛ- принятая в мореплавании единица скорости, равная одной морской миле в час.
УИШБОН- гнутый гик с обоих сторон паруса ( например, на виндсерфере).
УПРАВЛЯЕМОСТЬ- способность яхты подчиняться управлению рулём и парусами. Во
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
root@ns03.rin.ru), giving this error message/.html" class="ooa_title" >
Ссылки по теме:
СловарьРыбацкий штыкСловарь пещерных терминовКакие доски есть?Эфирное масло Иссопа
|