многом зависит от погоды и грамотной работы экипажа.
УСТОЙЧИВОСТЬ (на курсе)- способность яхты не отклоняться от основного курса. Зави-
сит от конструктивных особенностей и квалификации экипажа.
УСЫ- изогнутые, деревянные планки на пятке гафеля или гика, обшитые кожей и обхва-
тывающие мачту.
УТКА- двурогая планка небольшого размера, для крепления свободного конца троса.
Ф
ФАЛ- снасть, служащая для подъёма отдельных деталей рангоута, парусов, флагов и пр.
ФАЛИНЬ- трос, закреплённый за носовой или кормовой рым шлюпки.
ФАЛЬШБОРТ- пояс выше палубы яхты, выполненный как продолжение борта.
ФАЛЬШКИЛЬ- 1.Тяжёлая отливка или загруженная полость обтекаемой формы, прикре-
плённая к килю, для обеспечения (повышения) остойчивости. 2.Брусья, набиваемые
снизу на килевую балку, для предохранения её от повреждений о грунт.
ФАРВАТЕР- безопасный, в районе навигационных опасностей, проход для судов.
ФИТИНГ-фиксированный металлический обух (устройство), для крепления к нему снасти.
ФЛОР- нижняя часть шпангоутной рамы.
ФОК- 1.Самый нижний прямой или косой парус на фок-мачте. 2.Косой, треугольный
парус (фока-стаксель), поднимаемый на фока-штаге тендера, шлюпа.
ФОК-МАЧТА- передняя мачта на парусном судне с тремя мачтами и более. На двухмач-
товых парусниках передняя мачта - фок, если она ниже или равна задней.
ФОРДЕВИНД- 1.Курс яхты относительно ветра, совпадающий с его направлением. 2.По-
ворот, когда яхта пересекает линию направления ветра кормой при смене галса.
ФОРДЕК- носовая часть палубы судна.
ФОРДУНЫ- 1.Снасти стоячего такелажа, проведённые с топа мачты к бортам и в корму,
дополняющие бакштаги и ,порой, заменяющие ахтерштаг. 2.Снасти стоячего таке-
лажа, раскрепляющие стеньги с боков и в корму.
ФОРПИК- крайний носовой отсек судна.
ФОРШТЕВЕНЬ-брус по контуру носового заострения судна, жестко соединенный с килём.
Х
ХАРАКТЕРИСТИКА ОГНЯ- характер цвета и изменения свечения навигационного знака.
ХВАТ-ТАЛИ- тали, состоящие из одношкивного и двухшкивного блоков.
ХОДИТЬ (на яхте)- находиться на борту яхты во время плавания. См. также - на ходу.
ХОДОВОЙ КОНЕЦ- см. конец.
ХОДОВЫЕ ОГНИ- уст. название судовых навигационных огней судна на ходу.
ХРАП (ХРАПЦЫ)- складной гак из двух, расположенных навстречу друг другу, гаков.
Ц
ЦЕНТР БОКОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ- точка приложения равнодействующей гидродина-
мических сил сопротивления воды боковому дрейфу яхты.
ЦЕНТРОВКА ЯХТЫ- уменьшение расстояния по горизонтали между центром парусности
и центром бокового сопротивления яхты.
ЦИКЛОН- обширный вохдушный вихрь вокруг области пониженного давления, движу-
щийся против часовой стрелки в Северном полушарии (по часовой в Южном).
###
Ч
ЧИКСТЕЙ- устройство (тали), для регулировки натяжения бакштагов (фордунов), при
сведении более чем одного бакштага в одну снасть у палубы.
ЧИКСЫ- наделки в виде коротких брусьев на мачте, для поддержания лонга-салингов.
Ш
ШВАРТОВ- трос (швартовный трос), предназначенный для закрепления яхты у причала
или борта другого судна. Разделяются на продольные, прижимные и шпринги.
ШВАРТОВКА- совокупность действий по подходу и закреплению яхты к месту швартовки.
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО- шпили, кнехты, клюзы, вьюшки и пр.оборудование, пред-
назначенное для швартовки.
ШВЕРТ- устройство в виде плавника, убирающегося в корпус яхты (швертовый колодец),
и обеспечивающего в опущенном положении устойчивость и уменьшение дрейфа.
ШВЕРТБОТ- мелкосидящая яхта со швертом и подъёмным, навесным пером руля.
ШВЕРЦЫ- шверты, навешиваемые с бортов яхты.
ШИРСТРЕК- верхний пояс наружной обшивки.
ШКЕНТЕЛЬ- короткий, мягкий трос с огоном, коушем или блоком на конце, предназна-
ченный для поднятия грузов.
ШКЕРТ (ШТЕРТ)- короткий и тонкий трос для вспомогательных работ.
ШКИМУШГАР- однопрядный линь из пеньки.
ШКОТ- снасть, закреплённая за нижний угол прямого или нижний задний угол косого
паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкот удержи-
вает в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Для гика-шкотов оснаща-
ются тали, позволяющие выставить гик под нужным углом к ветру.
ШЛАГ- один полный оборот троса вокруг чего-либо.
ШЛАГТОВ- стальной брус, вставляемый в шпор стеньги, для удержания её на месте.
ШЛЮП- тип бермудского парусного вооружения одномачтовых яхт с одним передним
парусом - стакселем (фока-стакселем).
ШЛЮП-БАЛКИ- устройство в виде двух балок с механизмом для вывешивания, удержа-
ния и спуска за борт шлюпки.
ШПАНГОУТ- основная криволинейная балка поперечного набора, основа для обшивки.
ШПАЦИЯ- расстояние между шпангоутами. Различают конструктивную и теоретическую.
ШПИГАТ- отверстие для свободного перетекания воды в горизонтальной плоскости.
ШПИЛЬ- большой ворот с вертикальной осью, для выбирания якорь-цепи и швартовов.
ШПОР- нижний конец любого вертикального рангоутного дерева, а также внутренний
конец бушприта.
ШПРИНГ- продольный швартов с носа в сторону кормы или с кормы в сторону носа.
ШПРИНТОВ (ШПРИНТ)- реёк, растягивающий по диагонали четырёхугольный, шприн-
товый, косой парус.
ШПРИТ-БАКЕН- плавучесть вехи.
ШПРЮЙТ- тросовая оттяжка, разносящая нагрузку на две и более точки.
ШПУНТОВЫЙ ПОЯС- пояс обшивки корпуса, примыкающий к килю.
ШТАГ- снасть стоячего такелажа, расположенная в ДП яхты и раскрепдяющая мачту
с носа. На яхтах самый нижний штаг - основной, идущий от топа мачты - топ-штаг,
между ними - промежуточные штаги. Если штаг используется для постановки пару-
са, то он получает наименование по названию паруса. Штаг, соединяющий топы
мачт, называется штаг-карнагом. См. также ахтерштаг.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Ссылки по теме:
СловарьРыбацкий штыкСловарь пещерных терминовКакие доски есть?Эфирное масло Иссопа
|