|
Для того чтобы учебный процесс был эффективным, преподаватель должен иметь тщательно разработанный учебный план, максимально пригодный для работы с учащимися различного уровня подготовки. Учебный план занятий боевыми искусствами строится на основе последовательного освоения следующих тем:
1. Общеразвивающие упражнения.
2. Способы и приемы самообороны.
3. Физические аспекты искусства.
4. Развитие внутренней силы и духа.
5. Взаимодействие духа и тела.
Ниже вашему вниманию предлагаются структурные образцы учебных планов, которые можно использовать как руководство для составления собственных планов работы. Конечно, не каждый из перечисленных пунктов применим в изучении вашего стиля именно в том виде, в котором он представлен в таблицах, однако в своем искусстве вы непременно найдете соответствующие ему элементы. К примеру, в графе "Дополнительная тренировочная практика" таблицы "Средний уровень подготовки" указана отработка ударов ногами на тяжелой груше. Сделано это по той причине, что именно на этой стадии обучения вводится исполнение технических приемов с применением силы. Если в вашем искусстве силу принято развивать иным способом, начинайте выполнять предназначенные для этого упражнения на среднем уровне обучения. Проанализируйте предъявляемые к каждому уровню требования с творческих позиций и, основываясь на предлагаемых планах, ищите наилучший способ преподнесения вашего вида и стиля.
Кроме общих задач и способов обучения, тренировочные планы каждого уровня должны включать в себя изучение соответствующих технических приемов (т. е. основных движений, комбинаций, способов самообороны, проведение запланированных спаррингов и т. д.). В зависимости от специфики преподаваемого искусства сгруппируйте технические приемы по сложности или общим особенностям проведения. Регулярно обновляйте свои тренировочные планы и используйте разнообразные методические приемы, и тогда проводимые вами занятия не утратят своего интереса для учащихся.
Начальный уровень подготовки
(до б месяцев обучения)
Главная цель | Познакомить новых учащихся с основными движениями и школьными правилами | Необходимое условие
| Убедиться в готовности учащихся выполнять требования инструктора | Методические задачи
| Определить главные и промежуточные цели
Научить спортсменов мысленно представлять себе правильное выполнение каждой новой техники, чтобы они могли самостоятельно оценивать собственную практическую работу.
Новые техники объяснять просто и доступно и лично демонстрировать их выполнение.
Дать базовые знания о языке, истории и традициях изучаемого стиля | Дополнительная тренировочная практика
| У закрепленного на стене поручня (или у шведской стенки) отрабатывать гибкость и координацию
Проводить силовые тренировки для общего физического развития | Причины возможных неудач
| Разочарование от недостатка физичес ких сил
Разочарование от слишком быстрого медленного прогрессирования группы
Занятия не соответствуют ожидани ям учащегося
Сложности в следовании правилам школы
Усталость или боль | Способы решения проблем
| Упростить методики преподавания
Быть гибче в общении с группой
Изучать приемы, применимые в реальных условиях
Знать индивидуальные особенности учащихся и их потребности
Комбинировать аэробные и анаэробные упражнения
Положительно оценивать старательность учащихся |
Средний уровень подготовки
(до 7 месяцев до 2 лет обучения)
Главная цель | Объединение отдельных движений единое действие | Необходимое условие
| Успешное завершение программы начального уровня подготовки
Твердое знание базовых техник | Методические задачи
| Выполняя комбинационные упражнения, отрабатывать плавный переход одного движения в другое
В упражнениях с партнером развивать чувство времени и пространственное восприятие
Избавиться от лишних (паразитных) движений и четко выполнять базовые техники
Вводить в тренировки элементы развития скорости и силы | Дополнительная тренировочная практика
| Тренировка с тяжелой грушей
Отработка ударов руками и ногами по
мишени (ручные подушки и "лапы")
Бег зигзагом
Прыжки через скакалку | Причины возможных неудач
| Травмы, вызванные перетренированностью
Отсутствие целей или нечеткая мотивация
Потеря личной заинтересованности, присутствовавшей на начальной стадии
Недостаточный прогресс в физическом развитии | Способы решения проблем
| Совершенствовать выполнение базовых техник
Поставить конкретные цели
Положительно оценивать работу учащихся
Обучать новым техникам постепенно
Использовать в тренировках упражнения для развития силы |
Продвинутый уровень подготовки
(от 2 до 3 лет обучения)
Главная цель | Четкость, скорость и точность выполнения техник
| Необходимое условие
| Успешное завершение программы среднего уровня подготовки
Уверенное выполнение различных движений в единой комбинации | Методические задачи
| Выполняя требующие реакции упраж нения, развивать чувство своевременности
Отрабатывать автоматическое (реф лекторное) выполнение техник
Обеспечить устойчивую личную мо тивацию, выполняя упражнения для развития навыков самообороны
| Дополнительная тренировочная практика
| Специализированные упражнения для развития скорости и реакции
Специализированные упражнения для развития мышечной силы | Причины возможных неудач
| Учащиеся уже достигли поставленной для себя цели (истощение мотивации)
Скука из-за недостатка новых техник
Неспособность изучать новые техники из- за отсутствия прочных знаний базовых техник | Способы решения проблем
| Поставить новые, более сложные цели
Научить создавать новые техники ком бинированием простых приемов
Доводить выполнение базовых техник до совершенства
Повысить интенсивность силовых тренировок, чтобы учащиеся могли справиться с возрастающими физическими требованиями занятий
Научить философски относиться к тре нировочному процессу |
Уровень подготовки черных поясов
(свыше 3 лет обучения)
Главная цель | Научить сложным понятиям и закрепить знание внутренней сути искусства | Необходимое условие
| Успешное завершение программы продвинутого уровня подготовки
Сознательная и полная преданность тренировочному процессу | Методические задачи
| Обучить сложным техникам и стратегиям
Предоставить учащимся достаточно времени для самопознания
Дать максимум информации об исто рии, традициях и философии искусства
Познакомить с теорией биомеханики и основами физики
Научить оказывать первую помощь и проводить реанимационные процедуры с использованием искусствен ного дыхания и закрытого массажа сердца | Дополнительная тренировочная практика
| Проводить анализ видеозаписи выступлений учащихся
С помощью вспомогательных средств обучения познакомить со сложными аспектами искусства | Причины возможных неудач
| Ложное чувство овладения мастерством
Раннее стремление открыть собственную школу боевых искусств
Ложные представления об обладании черным поясом
Неспособность выполнять требования, выдвигаемые уровнем черного пояса | Способы решения проблем
| Подчеркнуть значимость перехода на качественно новый уровень обучения
Предоставить возможность преподавать самостоятельно
Настаивать на совершенствовании базовых техник
Развивать чувство ответственности |
Большинство преподавателей на собственном опыте приходят к мнению, что наилучшие результаты в учебном процессе достигаются при сбалансированной комбинации этих двух подходов. Жесткий учебный план и требования дисциплины, смягченные гибкостью преподавателя и его внимательным отношением к нуждам своих учеников, создают наиболее благоприятную обстановку для эффективной передачи знаний. Поэтому в своей работе вы должны найти то равновесие в использовании этих двух подходов, которое максимально соответствовало бы вашим индивидуальным особенностям и поддержанию в школе требуемой рабочей атмосферы.
Ссылки по теме:
Структура планаФормирование группУчебный планСпособы обученияПроцесс обучения
|