|
Пятнадцать советов эффективного преподавания
1. Начинайте занятия с изучения простых и эффектных техник.
2. Упростите команды. Следите, чтобы учащиеся не хватались за несколько заданий сразу, а выполняли их по очереди.
3. При введении новой техники давайте подробную информацию о правилах ее выполнения.
4. После освоения техники учащимися расскажите о стратегии ее применения.
5. Обучите разным вариантам выполнения техники, применимым в различных ситуациях.
6. Обучайте эффективным стратегиям и тактикам для более глубокого понимания учащимися сути изучаемого искусства.
7. Исправляйте ошибки учащихся немедленно после их обнаружения.
8. Организовывайте соревнования для оживления учебного процесса.
9. Поддерживайте учащихся морально и направляйте их на достижение долгосрочных целей.
10. При каждой возможности отмечайте успехи и достижения учащихся.
11. Отдельно поощряйте учащихся, показывающих наиболее высокие результаты.
12. Убеждайте учащихся в необходимости регулярных тренировок, являющихся залогом постоянного роста мастерства
13. Общайтесь с учащимися не только устно, но и всеми возможными способами.
14. Будьте терпеливы в работе с учениками, как ювелир при огранке бриллиантов.
15. Не бойтесь экспериментировать. Новые и неожиданные идеи всегда предпочтительнее унылой монотонности.
А теперь рассмотрим вопрос о том, как правильно общаться с учащимися во время занятия. На первый взгляд, эта тема может показаться не заслуживающей внимания, однако значение ее трудно переоценить. От того, что и как вы говорите, во многом зависит мнение, которое складывается о вас у учеников.
Самое главное - не будьте слишком многословны. Бели вы проговорите половину занятия, все это время ваши ученики будут вынуждены слушать вас. А они пришли к вам, чтобы изучить физическую дисциплину, которая требует практики, а не дискуссий. Но не бойтесь говорить, когда вам необходимо сообщить ученикам нечто важное. Кроме того, устно хвалите и поддерживайте учащихся, давая им понять, что вам не безразличны их успехи или неудачи. В определении пропорций составных частей учебного процесса постарайтесь найти некую золотую середину между самостоятельной работой учащихся, занимающей основную часть тренировки, профессиональной демонстрацией им изучаемых техник и четкими устными объяснениями.
Когда вы что-то объясняете, выражайте свою мысль как можно проще и стремитесь быть предельно конкретными. Если ваши высказывания касаются новой техники, убедитесь, что большинство учащихся правильно поняло вас, и только после этого переходите к следующей теме. Независимо от того, насколько понятно вы способны изложить свою мысль, в группе обязательно найдутся такие ученики, которым не все будет ясно. Но не стоит слишком переживать из-за этого. Просто уделите им больше времени на практических занятиях, которые последуют за устными объяснениями.
Обращаясь к группе, следите за тем, чтобы голос ваш звучал твердо и уверенно. Уже только по вашему голосу учащиеся смогут определить, что вы собой представляете. Поэтому в процессе преподавания постоянно стремитесь оставаться самим собой. Прежде чем сказать что-то, тщательно продумайте, что вы собираетесь сообщить учащимся. Все затрагиваемые на занятии темы должны иметь самое непосредственное отношение к изучаемому искусству. Единственная цель ваших устных обращений к группе состоит в том, чтобы способствовать развитию индивидуальных качеств ваших учеников и расширить объем их знаний.
Если на занятиях вам всегда необходимо оставаться строгим и требовательным, то при общении с учениками вне стен тренировочного зала проявляйте к ним вежливое и уважительное отношение. На тренировке вы можете быть сержантом, муштрующим новобранцев, но в быту вы обязаны быть безукоризненным джентльменом. Гармоничного сочетания этих двух крайностей можно достичь только упорной и настойчивой работой над самим собой. При таком вашем поведении учащиеся лучше всяких слов поймут, что в работе вы - принципиальный профессионал, а в жизни - добрый и приятный в общении человек. А это неотъемлемое качество победителя.
Чтобы выработать в себе такое сочетание строгости и мягкости, необходимы время и немалые усилия. Занимайтесь этим при каждой удобной возможности. Регулярно репетируйте, что и как вы должны сказать ученикам, и тогда в вашем голосе появится уверенность, а произнесенные слова станут значительно весомее. Вскоре вы научитесь четко и точно доносить вашу мысль до учащихся. Самое удивительное то, что вы сможете обращаться к ним без предварительной подготовки. Вы превратитесь в прирожденного оратора. А от этого весь процесс обучения станет протекать более гладко, и учащиеся с легкостью приспособятся к вашей манере преподавания,
Применяя на практике метод проб и ошибок, вы узнаете много нового о себе и о своих учениках. Но добиться чего-то реального можно лишь в том случае, если не сидеть сложа руки. Вы поразитесь собственным возможностям. Главное - попытайтесь проявить их. И вскоре вы обнаружите, что в совершенстве владеете своей речью, учебным процессом, самим искусством и, что самое главное, способностью использовать свой внутренний потенциал. В процессе обучения других вы сами будете постоянно продолжать совершенствоваться. В этом и состоит отличительная особенность великих учителей.
Правила профессионального поведения
1. Быть строгим и требовательным в поддержании дисциплины учащихся.
2. Четко и доступно объяснять новый материал.
3. Познакомить с философией и историей изучаемого искусства.
4. Быть вежливым и доброжелательным при опросе учащихся.
5. Готовиться заранее к проведению занятия.
6. Не разговаривать во время занятий на личные темы.
7. Сохранять необходимый баланс между жесткостью и мягкостью.
Ссылки по теме:
ПрофессионализмФорма и обувьВведениеКайтсерфингЧто пьют в Японии
|