Казалось бы, мир изучен вдоль и поперек и новые виды искусства, как и новые острова, найти довольно сложно. Но взаимодействие технического прогресса с человеческим разумом не может не приносить плодов. Сначала два человека объединили свои усилия и выучили матчасть. А теперь уже сотни людей экспериментируют со светом и камерой, чтобы дарить миру новую красоту.
О том, что смещенный источник света на длинной выдержке дает полосу, знает любой мало-мальски опытный фотограф. Но лишь единицы задумывались о применении этого на практике.
Если показать простой фризлайт-рисунок маститому фотографу, он улыбнется и расскажет, как в детстве, ставя на стареньком зените десятисекундную выдержку, махал тлеющей лучинкой, которую он вытаскивал из костра: Далее назовет эту лучинку умным термином "световая кисть", расскажет пару приемов ее использования и будет считать что образумил несмышленого фотолюбителя. Действительно, дальше этих забав редко у кого доходило:
О том, что можно рисовать светом я и мой друг Рома узнали благодаря коллективному разуму, то есть интернету. У европейских фотографов, видимо, меньше снобизма и заносчивости, и они с удовольствием экспериментировали с подобным эффектом (таких людей мы отдельным списком указали у нас на сайте в рубрике "Имена"). В то время я еще работал на ТВ, а Рома уже вовсю создавал спецэффекты для музыкальных клипов, рекламных роликов и кино на мощных компьютерах.
Увидев, что делают наши заморские коллеги, мы решили тоже попробовать,потому что были достаточно искушены в мультимедийных технологиях и в общем‑то уверены, что чудеса в этой сфере можно творить только с помощью грамотного монтажа и компьютерной графики. Перед глазами у нас были примеры нескольких маститых фотографов, и нам стало интересно понять, что они использовали для того, чтобы получить отдельные эффекты. Тогда мы скупили в ближайшем хозяйственном магазине несколько видов ламп и фонариков, взяли мою зеркальную камеру и, пользуясь тем, что на улице тепло, пошли ночью рисовать:
Передать эмоции словами на бумаге нельзя! Их лучше испытать вам самостоятельно. У взрослых людей возникает по‑настоящему детский восторг. Сейчас мы больше сосредоточились на техниках, но периодически испытываем этот восторг, когда длительная подготовка и продумывание нового инструмента приводят не просто к ожидаемому результату, а к неожиданной по красоте картине.
Естественно, нашим первым опытом большого прорыва мы не сделали, но отдельные вопросы, касающиеся этой техники, разрешили. За выяснением оставшихся десятков вопросов мы прошерстили "ЖЖ" и не нашли ни одного мало-мальски адекватного сообщества, посвященного рисованию светом, поэтому решили создать таковое самостоятельно. В течение первого месяца к нам присоединилось порядка 50 человек, и мы, периодически экспериментируя, поняли, что нужно искать более опытных в этой сфере людей, чтобы получить новые ответы:
На европейских и западных ресурсах фотографы и команды фотографов предпочитали сильно не распространяться, какими источниками света работают, какие применяют хитрости - там, у них, это уже построенная индустрия. Мы нашли одного российского "увлеченца", который, несмотря на то, что оказался нашим ровесником, наотрез отказался делиться секретами, дескать: "Я сам до всего додумался. Почему я должен разбазаривать свои навыки:" Он к тому времени уже сделал пару небольших коммерческих работ и рассчитывал на увеличение спроса на свои услуги.Мы с Ромкой ребята принципиальные, поэтому сели и стали разбираться во всем сами методом тыка, а также изучать сходные и пересекающиеся направления в фотографии. Наши наработки и находки в сети стали вбрасывать в сообщество, чтобы знания не оседали только у нас. Параллельно с этим стали инициировать проведение вылазок, то есть собирать увлеченных порисовать светом - благо, было лето и достаточно тепло. Благодаря подобным вылазкам, стала расти популярность сообщества, и к нам примкнул Сергей Прокофьев - мастер на все руки. Он обладал необходимой нам технической жилкой, то есть мог наши идеи по поводу источников света претворить в жизнь и, конечно же, предложить и свои идеи. Темп экспериментов вырос: сообщество уже перешагнуло тысячу человек.
А наш юный, но норовистый коллега устроил с нами перепалку в он-лайн и долго возмущался, зачем мы разбазариваем такое достояние. Со своей стороны мы поняли, что фризлайт может объединять людей, которые существуют порой в совершенно разных средах. На наши вылазки приходили готы, эмо, рейверы и просто начинающие фотолюбители.
Но нашему оппоненту этого было мало, и он до сих пор пытается нам что-то доказать, переключившись на терминологию: он очень серьезно пытается давить на то, что мы оперируем не тем названием. Мы называем наше искусство "фризлайт", он называет это "лайтграффити". Ситуация с названиями в следующем: в Европе и на Западе рисование источниками света называют множеством вариантов словосочетаний. Перечислю лишь некоторые: light writing, light drawing, light painting, luminography, solargraphy: Отдельные направления фотографии часто путают с фризлайтом: это светографика и световая кисть: Фризлайт отличается и выделяется тем, что аккумулирует все возможные наработки в работе со светом: главное условие - на фотографии должен получиться световой рисунок или абстракция.
Академических определений названия нашего искусства нет, потому что никто никогда этот вид фотографии не воспринимал всерьез. У фотографов уровня Лашапеля можно найти отдельные снимки с использованием техники фризлайта. А пресловутый лайт-граффити пошел от классического граффити, и задачей его были в общем‑то изначально сами надписи.
Сейчас в рунете, благодаря сообществу и теперь уже работающему сайту freezelight.ru, снимки получили широкое распространение, и отношение к этому виду фотографии изменилось. Правда, на всякий случай, люди говорят: фризлайт - это модно: Как бы намекая на то, что, скорее всего, интерес к нему скоро угаснет. Кто говорит? Фотографы, которые вчера улыбались, глядя на наши первые снимки, а сегодня все чаще спрашивают: "А это как?"
Сегодня мы решили усложнять для себя задачи, потому что поняли, что с помощью этого направления можно создавать настоящие объекты искусства. Двадцать лет назад на западе охотно раскупались фотографии с элементарными фризлайт-рисунками за тысячи долларов, а сейчас любой из участников нашего сообщества может половину этих снимков повторить в течение первой недели обучения. Пусть искусство живет и развивается.
Рената Ахунова
www.shpilka.su
Ссылки по теме:
Фризлайт - рисование светомНадень новые икрыОсновные направления коневодстваРафтинг для начинающих"Немцы? На своих Нивах? В Москве?"
|