Чувство трассы не ограничено только спортом. Оно важно везде, где вы хотите добиться эффективности. Возьмите автомобильную промышленность, например. Огромные деньги и время тратятся на то, чтобы совершенствовать сцепление автомобиля с дорогой. Большая часть усилий тратится на систему поглощения полебаний и амортизации - пружины, амортизаторы, независимая подвеска, качающиеся рычаги, торсионы. Эти системы влияют на сцепление машины с дорогой, на то, как она ведет себя, и как управляется. Лыжник-эксперт - как автомобиль с хорошей подвеской: подвеска - это один из инструментов в его арсенале, и этот элемент арсенала именуется загрузкой лыж.
Прежде чем вы начнете ощущать сцепление лыж с трассой, полезно понять, что именно вы должны чувствовать. Есть всего несколько вещей, на которые вы можете повлиять, чтобы изменить давление ваших лыж на снег. Первое, и наиболее фундаментальное - вы можете изменить распределение веса (и давления) между лыжами, перенеся вес с одной на другую. И еще вы можете регулировать степень загрузки для каждой из лыж.
Вы уже познакомились с этим, когда изучали доминирование внешней лыжи. В этом случае вы сильнее давите на внешнюю лыжу, чем на внутреннюю. Эта форма загрузки и разгрузки лыж, или боковой перенос веса тела, в той или иной степени происходит в каждом повороте. Данное движение - просто альфа и омега горных лыж. Именно боковой перенос веса тела может сделать повороты более быстрыми и простыми.
Встаньте на пол, расставив ноги на ширину плеч. Держите корпус прямо, и расположите бедра по центру относительно стоп. Надавите на пол правой ногой. Как будут двигаться при этом ваши бедра? Вы либо смещаете бедра в точку над правой ногой, чтобы приложить весь свой вес к этой ноге, либо сдвигаете бедра влево, в сторону от той ноги, на которую давите. Какое из этих движений бедер больше похоже на катание?
Когда вы давите на свою внешнюю лыжу в повороте, возникающий момент сил стремится перевернуть вас вокруг этой лыжи. В результате вы опускаете бедра несколько внутрь поворота, к его центру, где можно найти равновесное положение. Я еще расскажу об этом боковом движении несколько позже. Пока важно понять, как движение бедер начинается от стоп, когда одна нога сильнее давит на лыжу, а бедра смещаются в противоположную сторону от этой ноги.
Выполните это упражнение еще несколько раз. Надавите сильнее одной ногой и следите за тем, как бедра смещаются в сторону от этой ноги, но теперь сосредоточтесь на том ощущении, как это движение усиливает давление на ногу. Может быть вам поможет, если вы постараетесь понять, что чувствует ваша другая, незагруженная нога. Загружаемая нога распрямляется, когда сильнее давит на пол, а другая нога сокращается, слегка сгибаясь и становясь как бы чуть короче. Это ощущение удлинения/сокращения ног проще увидеть и ощутить, если вы выполните данное упражнение рядом со стеной, прислонившись к ней, когда нагружаете дальнюю от стены ногу.
Я уже объяснял, как важно доминирование внешней лыжи для более мощного катания. Теперь вы поймете, как добиться давления на эту лыжу. Важно почувствовать, как эта нога распрямляется почти до конца, как нога велосипедиста в нижнем положении педали. В этом положении ваши мышцы способны создавать наибольшие усилия, а нога почти прямая - что позволяет костям скелета принять на себя некоторую часть нагрузки, возникающей в повороте. Поддержание прямой стойки - один из эффективных путей приложения сил к лыжам при помощи распрямления ног.
Второй компонент хорошей загрузки/разгрузки лыж - это навык использования распрямления/сгибания ног для загрузки и разгрузки лыж в процессе поворота. Механика этого движения очень проста - когда ноги распрямляются, давление растет, при сгибании ног давление на лыжи снижается. Представьте, что вы стоите на домашних весах, и резко сгибаете обе ноги. В этот момент ваши ощущения будут такими, как в опускающемся лифте, а весы покажут несколько меньший вес. Значит давление под вашими ногами снизилось. А теперь попробуйте быстро распрямить ноги из положения приседа. Когда вы отталкиваетесь от весов, они показывают больший вес, и давление на них возрастает.
Способность увеличивать и уменьшать давление на лыжи помогает вам совершенствовать как руление, так и закантовку в повороте, делая мощный поворот к тому же более эффективным. Помните, что руление - это придание нужного направления лыжам при помощи мышечных усилий. Когда давление на лыжи снижается, руление становится более простым делом. Внутренняя лыжа в повороте загружена слабее, и именно поэтому вы рулите ею, тогда как наружная доминирующая лыжа остается загруженной.
Вы можете, однако, снизить давление на одну или обе лыжи в любой нужный для руления момент, если выполните движение разгрузки лыжи. Вы можете почувствовать это в точке между поворотами, когда выполняете боковой перенос центра тяжести. Просто перестаньте давить на ваши лыжи на секунду. Позвольте себе всплыть в снегу на мгновение и рулите лыжами в направлении нового поворота, не загружая пока очередную внешнюю лыжу. Вы почувствуете, как лыжи отреагируют на движения руления стопами и ногами более быстро и без особый усилий.
Разгузка позволяет вам легче начать поворот. Загрузка лыжи в повороте позволяет полнее использовать потенциал снаряжения. Мы знаем, как боковой вырез лыжи позволяет ей следовать по заранее определенной дуге, когда лыжа закантована. Лыжа также создается с учетом возможности прогиба под вашим весом. Вы должны предпринять некоторые усилия, чтобы прогнуть лыжу и хотя бы ликвидировать имеющийся в ее конструкции естественный прогиб. Однако гибкость лыжи может играть более важную роль.
Возможность прогнуть лыжу в процессе поворота - возможно одна из самых приятных вещей в нашем виде спорта. Эти движения нижней части тела ответственны за ту энергию, которую вы ощущаете в поворотах, и за вашу способность варьировать радиус резаных поворотов. Когда вы загружаете лыжу сильнее в процессе поворота, вы направляете кант более глубоко в снег. Это приводит к более стабильному движению лыжи по дуге, но также увеличивает прогиб лыжи, и заставляет ее поворачивать по нужному радиусу, а не просто следовать той дуге, которая заложена в ее боковом вырезе.
Прогибание лыжи в дугу меньшего радиуса - это весьма гибкий инструмент в руках эксперта. Не важно, выполняется ли это при помощи плавного медленного разгибания ног в длинном повороте, или быстрого ритмичного движения в коротких поворотах.
Наконец, одно из наиболее общих применений движений загрузки/разгрузки - это поглощение ударов. Как и автомобилем, лыжами становится трудно управлять, если вы не можете поддерживать их постоянный контакт со снегом. Ваша способность сгибать и разгибать ноги и позволяет вам постоянно удерживать лыжи на снегу. Такой контроль за давлением лыж на снег весьма важен на буграх. Мы еще рассмотрим амортизацию ударов и распределение загрузки на лыжи в передне-заднем направлении в следующих главах.
Почувствуйте: загрузка и разгрузка в действии
1. Многие лыжники никогда не использовали свои возможности по загрузке и разгрузке лыж, посколько не могут ощущить свою амплитуду движений, и не могут в результате максимизировать эту амплитуду. Выполните траверс на средней крутизны склоне, или спуск по дороге, и попробуйте распрямить ноги так, как только сможете. Затем согните ноги как можно сильнее. Постарайтесь выполнить эти движения быстрее, и ощутите, как они влияют на давление под вашими стопами.
2. Размер ваших ботинок сильно влияет на то, как эффективно вы можете контролировать давление, передаваемое на ваши лыжи. Почувствуйте, как свод стопы упирается в ботинок, когда вы сокращаете ноги и разгружаете лыжи. Почувствуйте, как ваша стопа и подушечки пальцев уплощаются, когда вы увеличиваете давление на лыжи, распрямляя ноги. Если вам не знакомы эти ощущения, возможно что ваши ботинки вам велики, и ограничивают ваши возможности.
Посмотрите: загрузка и разгрузка
1. Выполните повороты на свежем или только что укатанном снегу, варьируя давление на лыжи в повороте. Затем посмотрите на свои следы, чтобы понять, где давление на лыжи было выше или ниже. Повороты с сильной загрузкой лыж должны выглядеть как глубокие прорезанные следы, и могут также иметь меньший радиус. Повороты со слабой загрузкой менее четко прочерчены, след более мелкий и возможно размазанный, что характеризует поворот, выполненный за счет руления лыжами.
2. Последите за своей тенью, когда спускаетесь спиной к солнцу. Обратите внимание на силуэт выпрямленная нога/согнутая нога, и постарайтесь добиться пределов - одна нога полностью прямая, а вторая максимально согнута, но при этом все еще поддерживайте контакт обеих лыж со снегом. Затем постарайтесь минимизировать разницу между выпрямленной и согнутой ногой.
Другие упражнения
Эти упражнения помогут вам совершенствовать загрузку и разгрузку лыж.
ПопрыгунчикВыполняйте повороты среднего радиуса на не слишком крутом склоне и достаточно высокой скорости. Постарайтесь выпрыгнуть, оторвав лыжи от снега в начальной фазе поворота, форсировано распрямляя обе ноги в этот момент. Полное распрямление должно достигаться в переходной фазе между поворотами, что позволит вам взлететь в начале поворота. Обратите внимание, насколько стабилен поворот, когда вы распрямляете ноги, и как легко рулить лыжами при помощи обеих стоп, когда вы в полете. Теперь постарастесь отрегулировать движения так, чтобы лыжи не отрывались от снега.
1000 шагов - отрабатываем загрузку лыж
Выполните упражнение "1000 шагов", рассмотренное в главах о доминировании внешней лыжи и независимой работе ног. На этот раз обратите особое внимание на то, как загружается и прогибается лыжа, когда вы распрямляете внешнюю, "длинную" ногу. Отметьте также, как уменьшенное давление на внутренней, переступающей ноге, упрощает руление этой лыжей.
Боковая опора
Постановка этого трюка не очень проста, но зато он приносит удовольствие. Начните с некрутого склона, где прямой спуск по линии склона не вызывает проблем. (Широкие участки дороги - подходящее место). Опуститесь так низко, чтобы сидеть на бедрах, пока спускаетесь вниз по линии склона. Балансируя на одной ноге, начните расплямлять вторую; постарайтесь выдвинуть ее в сторону так далеко, как сможете, все еще поддерживая низкую стойку. Обратите внимание, как увеличивается угол закантовки по мере распрямления ноги. Эта лыжа должна стремиться резать дугу в соответствии с боковым вырезом. Позвольте ей завершить дугу, а затем согните эту ногу. Выпрямите другую ногу аналогичным способом. Повторяйте упражнение, стараясь приложить все большее давление к выдвигаемой в сторону лыже, чтобы она прогибалась и резала дугу меньшего радиуса.
Траверсы по бугристому склону
Найдите покрытый буграми склон и выполняйте траверсы в разные стороны. Для начала постарайтесь поддерживать контакт лыж со снегом, распрямляя и сгибая ноги. Далее постарайтесь добиться, чтобы верхняя часть тела была почти неподвижна. Это будет означать, что ноги эффективно справляются со своей задачей управления загрузкой лыж. Когда освоите это упражнение, попробуйте выполнить его на больших скоростях. Более продвинутый вариант этого упражнения - амортизируйте четыре бугра, сохраняя неподвижную верхнюю часть тела, затем выпрыгните на пятом бугре, и приземлитесь на заднюю часть шестого.
Устранение проблем с загрузкой лыж
В освоении эффективной загрузки лыж нет особых секретов. Однако этот инструмент зависит от вашей способности оставаться расслабленным и в тоже время динамично работать ногами. Жесткие, запрепощенные лыжники таковы не по своей природе: они просто не освоили другие базовые приемы техники, которые позволяют выполнять повороты более легко и расслаблено. Многие лыжники также закрепощаются и теряют способность разгружать лыжи просто потому, что напуганы склоном. Вы не можете быть расслаблены, если вы напуганы, так что постарайтесь успокоиться и попробуйте снова.
На базовом уровне загрузка и разгрузка - простой прием, и обычно легко усваивается. В сложных ситуациях этот навык в значительной степени зависит от других навыков. Функциональные движения центра масс тела растут из правильного бокового переноса веса тела, и экспертный уровень катания на таких типах рельефа, как бугры, корка и целина, требует некоторых изменений в технике загрузки и разгрузки лыж. Обратите внимание на следующую главу, где рассмотрено, как загрузка взаимодействует с движениями центра масс, а также прочтите главы о применении навыков загрузки в сложных ситуациях в части 4. Повороты в сложных ситуациях.
Ссылки по теме:
Загрузка и разгрузкаКак "правильно гоняться"История стритрейсинга: драгрейсингМашинное вязаниеСтритрейсинг
|