(Изначально статья планировалась для журнала "Club 4x4", но по некоторым причинам там не была опубликована. В изменённом виде и с большой задержкой публикуется на этом сайте)
"Нива" - это ведро с гайками?
Нет! "Нива" - это стиль жизни!
Интернет-сообщество владельцев автомобиля "Нива", именующих себя "нивоводами", отличается от остального джиперского движения, прежде всего своей многочисленностью. В самом деле - всё новые и новые обладатели "бюджетного русского внедорожника" узнают о коллективе единомышленников, начинают ездить на встречи и мероприятия. У многих из них появляется всё более осмысленное желание испытать себя и свой автомобиль на интересном соревновании среди себе подобных.
Итак, представим себе эту картину: поездив и насмотревшись на других, появилось желание попробовать самому. Но куда поехать человеку без опыта, да ещё и на стандартной машине? Конечно же, есть много разнообразных соревнований в рамках любительского автоспорта "4х4": трофические соревнования, рейды, джип-спринты, триалы. Но не поедешь в трофи на стандартной Ниве - утонуть недолго: Сложновато и в рейдах, и на серьёзных джип-спринтах - высокие требования к подвеске, мотору. На триале тоже свои нюансы:
А если хочется доработать конструкцию автомобиля, то и для этого надо сначала выбрать, к чему именно готовиться. Надо решить, что больше по душе. Триалы и спринты, например, требуют разной подготовки машин. А где попробовать? На соревнованиях кругом серьёзные дядьки на больших внедорожниках или на серьёзно переделанных Нивах. Да и начать выступление хочется среди равных, а не среди опытных и маститых: В общем, куда бедному крестьянину податься - неясно!
Об этих новичках и задумались несколько человек, обозначивших себя, как "Дим-РАФ и команда". Надо заметить, что в команду вошли, в основном, члены "Нива-Клуба", имеющие уже некоторый опыт в организации и проведении соревнований. Но как же сделать такое соревнование, на которое можно смело пригласить не имеющих пока опыта единомышленников, без особого риска для них самих или их автомобилей. Как показать автоспорт "4х4" в разных его ракурсах? Как устроить настоящую проверку потенциальным спортсменам, но так, чтобы они не разочаровались в себе, а наоборот - почувствовали в себе силы и желание продолжать? И при всём при этом сделать интересное мероприятие на качественно высоком уровне.
Решение есть. Нужно устроить ориентирование. Трасса должна быть проходимой для стандартных Нив - иначе новички могут не справиться. А чтобы было интересно, надо сделать сложным поиск контрольных пунктов. И, конечно же, легенда трассы должна быть безупречна.
Ну а для того, чтобы показать за один заезд разносторонность спорта 4х4, хорошо бы добавить к ориентированию ещё и короткие "спринт" и "триал" - вот тогда "хлебнут" гонщики по полной программе и испытают все прелести жизни.
Задумано вроде хорошо - осталось воплотить. Нужны средства, нужна хорошая территория под трассу. Организаторы обратились за помощью к двум клубам - автоклубу "Бивак" и "Черноголовскому оффклубу". Там поговорили с нужными людьми и получили разрешение на подготовку трассы на танкодроме и в окрестных лесах, что в районе Черноголовки.
Хорошему соревнованию - хорошее судейство. Чтобы использовать опыт РАФа, организаторы предложили возглавить судейскую бригаду опытному раллисту, судье и организатору большого количества ралли третьей категории Форафонтову Леониду и его жене Елене. Это был довольно уникальный и плодотворный опыт сотрудничества раллистов и любителей "4х4".
Теперь вопрос средств - просто так ничего не получится. Нужны спонсоры. Но где же взять этих самых спонсоров, бескорыстных меценатов от автоспорта? То есть как где! Все в том же интернет-сообществе нивоводов. Среди поклонников марки есть самые разные люди, в том числе - владельцы и руководители фирм. Идеей заинтересовались два члена коллектива, оба - заядлые любители "помесить грязь". Это глава турагенства "Теплостар" Максим Замаев и глава производственно-строительной фирмы "Рост-ДМ" Погосов Владимир. Они-то и выделили средства для организаторов, на которые можно было начинать работу. Оставалось немного - подготовить и провести само мероприятие.
Вообще-то Черноголовский танкодром известен многим джиперам по мероприятиям 2001-го года. Волнообразные, разбитые танками дороги отпугнули бы многих - ради скорости приходится жертвовать подвеской. А значит, ориентирование следует сделать по лесу. Там вполне проезжаемые просеки, не губительные для автомобиля. Да и скорости по лесу не те: Этот вопрос решили. Другая проблема - отсутствие подробных карт местности. Что поделаешь, будем готовить ориентирование по легенде. Кстати, легенда была прописана безупречно - это подтвердили все участники.
А ещё на танкодроме есть прекрасные высокие горки с несколькими проездами - в центре и по краям. Если на одной из горок грамотно установить вешки, то получается отличный слалом, весьма напоминающий "взрослый", хоть и короткий триал - хороший повод начинающим показать мастерство вождения автомобиля на подъёмах и спусках. Ну а для разогрева прямо от старта огородили два километра трассы лентами, провели её через лужи, через пару довольно высоких горок, через месиво грязи и получили короткий джип-спринт.
Всё вместе было названо внедорожным ориентированием "Охота на лис" и осталось ждать участников. Чтобы успокоить сомневающихся, было объявлено, что трассы будут проходимы при любом уровне подготовки машин и экипажа. А чтобы было ещё спокойнее и себе, и участникам, автоспорт - занятие небезопасное, организаторы пригласили в официальные партнёры группу "Альфастрахование". Всё-таки куда приятнее будет экипажу выезжать на трассу, имея в карманах полисы страхования "несчастного случая", да ещё и по невысокой цене.
И вот наступила заявленная дата проведения - 5-е октября. В закрытый парк съезжается двадцать восемь машин участников. Из них двадцать три Нивы, два УАЗа, Митсубиси Паджеро, Джип-Черокки и Дайхатсу Ферроза. Первоначальная цель достигнута - начинающих приехало много! А поскольку ожидались и опытные экипажи, то заранее было учреждено две категории: "Стандарт" и "Подготовленные". Решение о принадлежности к той или иной категории принимал главный техкомиссар, он же опытный спортсмен-рейдовик, Смирнов Константин. "Подготовленными" оказались восемь экипажей. Их и пустят на трассу первыми, чтобы "молодёжь бывалым не мешалась": Кстати, среди "Подготовленных" экипажей выступали две машины спортивной команды "Нива-Клуба" - ребята проверяли своих боевых коней, готовясь к ралли-рейду в Коломне.
Всем участникам к проушинам задних сидений прикрепляют дощечки с контрольными картами для двух участков ориентирования. Длина лески - три метра. Отрывать дощечки экипажи не имеют права. А ведь печати на КП в лесу прикованы цепями к деревьям. То есть экипажам предстоит, найдя КП, ещё и подъехать к нужному дереву задом и открыть багажник - эдакая маленькая изюминка ориентирования. А чтобы увидеть КП в лесу среди деревьев, организаторы повесили на нужные деревья большие и красивые картинки с изображением рыжих хищниц - вот вам и лисы:
Выглядело это примерно так. Старт и машина участника на высокой скорости уходит на короткий спринт. Сначала метров двести асфальта. Потом поворот и на полном ходу:с асфальта прямо в глубокую и длинную лужу. Ещё череда таких же луж, въезд на высокую горку с разворота, отвесный спуск по песчаному склону и снова в глинистую жижу. Чем дальше едешь, тем гуще становится грязь - две недели танки и БТР месили тут землю. Снова подъём на горку поменьше, спуск, разворот и через довольно глубокие "грязевые ванны" выход к лесу. Там и происходит "финиш ходом". Первый участок позади. Он, кстати, был наиболее зрелищным. Да и с чего бы ни получиться ему таким - ведь "Нива-Клуб" провёл уже два этапа кубка России именно по джип-спринтам! А экипажу, тем временем, отмечают время старта следующего, второго спецучастка и машина уходит в леса. Теперь участникам предстоит игра "Найди печать". Контрольные пункты выглядели следующим образом: Дерево, на нём крупная, красивая картинка лисьей головы. А внизу к дереву цепью прикреплена печать. Нашёл, подъехал задом, поставил штамп и дальше. Было на трассе и два "судейских" КП - на них особо важным было направление, откуда подъехал участник. А потому там стояли судьи.
Этот СУ был длиной восемь километров. Несмотря на идеальность легенды, некоторые экипажи, конечно же, умудрялись плутать. Впрочем, как без этого? Ну а тем временем у старта третьего спецучастка скапливаются выходящие из лесов машины, уже закончившие предыдущий участок. Здесь им предстоит короткий слалом. На горку одновременно выпускается по одной машине - у экипажей есть время отдохнуть и осмотреть свои автомобили. Ведь после слалома участникам отдых пока не светит. Поедут они преодолевать ещё один спецучасток - последнее ориентирование длиной около пяти километров по другому лесу и искать ещё почти дюжину "лис".
Замечу, что, по словам некоторых участников, общую протяжённость трасс "Охоты" можно было сделать и побольше. Однако многим и этого вполне хватило для впечатлений и приобретения опыта. А организаторам удалось финишировать последний экипаж около 16-ти часов и начать подсчёт результатов - всегда интересно сразу провести награждение, огласить победителей.
И пока идёт подсчёт результатов, поинтересуемся в закрытом парке у Михайлова Николая, почему его "Нива" столь странно выглядит. Разные колёса, на багажнике три запаски - что же произошло с автомобилем?!
Оказывается, чтобы облегчить машину экипаж принял несколько странное решение - не брать на трассу запаску. В глубокой колее в лесу у ребят разбортировалось одно из колёс. Делать нечего - едем на спущенном ещё некоторое время, но резина всё-таки с диска слетает и из очередной лужи машину уже достают буксиром. Улетевшую резину, кстати, искали довольно долго... Один из организаторов - Иванов Роман - отдаёт ребятам свою запаску и машина едет дальше. Вот только недалеко - разбортировалось ещё одно колесо. На этот раз запаску экипажу отдаёт один из судей КП. Машина снова в пути. Однако что-то не так! На одном из одолженных колёс травит воздух и к трассе триала "Нива" приходит на полуспущенном. И опять помогает один из судей. Вот так и пришла машина Михайлова к финишу на разной резине и с тремя привязанными на багажнике колёсами, чем вызвала искреннее удивление и восторг присутствовавших.
Впрочем, первый опыт - и есть первый. Многим он весьма пригодится в будущем. Для многих это первое в жизни соревнование стало ступенью к будущему участию в любительском автоспорте. Многие узнали, что может их автомобиль. Они теперь намного спокойнее и увереннее будут чувствовать себя на бездорожье и среди опытных джиперов.
Ну а мы тем временем перейдём к награждению. После оглашения результатов полагается предоставить время на подачу протестов. Ни один экипаж не стал оспаривать результаты и организаторы перешли к главному - к награждению. Тут выяснилась интересная деталь: в абсолюте два экипажа из зачёта "Стандарт" превзошли результаты обладателей золота в зачёте "Подготовленные". Вот так - понимай такой результат, как хочешь: Первые места заняли экипажи Пущинский Александр - Раченков Сергей на ВАЗ 21213 в зачёте "Подготовленные" и Карев Дмитрий - Майсурадзе Светлана на Дайхатсу Ферроза в зачёте "Стандартные".
Призы вручены, фотографии на память сделаны и остаётся сказать, пожалуй, об одном: о редком случае сотрудничества разных автоклубов и отдельных представителей огромного и разношёрстного коллектива поклонников "4х4". Этот опыт оказался весьма удачным и позволяет надеяться на дальнейшую взаимопомощь при организации соревнований и мероприятий. Польза от этого будет всем. И организаторам, и участникам, и зрителям, и клубам!
Ну а в планах команды, сделавшей "Охоту на лис", продолжение соревнований уже в 2003-м году. Запас ресурсов и опыт у организаторов теперь есть, а участники требуют продолжения банкета!
http://www.nivapress.ru
Текст: Дмитрий Пуденков (ака Dim-RAF).
Фото: С. Хальзов (АиФ), Д. Лозовский (ака Dimarik). | |