| Несмотря на многолетнее пребывание под водой, огромная лебедка, расположенная в кормовой части судна Ghiannis D, достаточно мало покрыта осадком. | | Лежащий на глубине 25 метров огромный винт судна Chrisoula K. с необычными углублениями, расположенными на его лопастях. | | Затонувший буксирный катер на рифе Abu Galawa - загадочная находка в этих спокойных водах. | | Эти две фотографии демонстрируют то, как кораллы покрывают металлические обломки корабля. Через короткий срок эти обломки превращаются в "цветущий" коралловый риф. |
| Погружение к обломкам затонувших кораблей является одним из самых волнующих моментов, которые может испытать дайвер. Независимо от того, по какой причине произошло крушение, - от шторма, столкновения с рифом или внезапного смещения груза - обломки корабля являются свидетельством трагедии.
Море способно спрятать эти сокровища от людей и сохранить более эффективно, чем на поверхности земли. Возможно, сначала обломки кораблей напомнят вам призрака. После исчезновения в день крушения корабль лежит на дне моря как сказочная принцесса, облаченная в паутинку из морских существ. Но более внимательный взгляд способен оживить всю череду трагических событий: пробоина, через которую пошла вода, смещенный груз, товары, личные вещи команды, неподвижный винт, руль, заблокированный шкипером и указывающий на последнее направление пути, якоря в своих отверстиях, пустые спасательные шлюпки, свободно болтающийся такелаж.
Размеры корабля, особенно в темной воде, вызывают еще более сильные эмоции, и даже чувство страха, т.к. чаще всего нельзя охватить взглядом весь корабль. Вдобавок ко всему, затонувшие корабли обычно залегают далеко от берега и на значительной глубине, что обуславливает специальные требования к технике погружения. Поэтому такие погружения имеют мало общего с дайвингом на рифах, поэтому давайте рассмотрим проблемы, связанные с таким типом дайвинга и, прежде всего, коснемся возможных опасностей и предосторожностей. Начнем со снаряжения. Прежде всего, все приборы должны быть тщательно осмотрены и протестированы. Части снаряжения, которые используются давно и уже износились должны быть заменены. Также проверьте ремешки маски и ласты, отрегулируйте ремни и клапаны ВС. Если вы планируете осматривать внутренние части судна, то нужно запастись хорошим фонарем. Если вы отважитесь пробраться в трюм, то лучше взять запасной фонарь на тот случай, если первый выйдет из строя. Пара перчаток защитит ваши руки от ржавого метала. Нож - это еще одна необходимая деталь снаряжения, которая поможет, если вы запутаетесь в сетях или снастях. При погружении в наиболее глубокие части некоторых обломков нужно иметь катушку с веревкой длиной несколько десятков метров, которая будет отмечать ваш путь. Дайвы к обломкам должны планироваться заранее. В Красном море все погружения происходят под контролем инструктора, который проведет с вами беседу перед погружением, покажет изображение корабля, заострит ваше внимание на глубинах и наиболее интересных объектах. Вы должны входить в воду с четкими представлениями о местоположении обломков, о точках погружения и всплытия. Если вы будете знать историю корабля, это сделает погружение более интересным и позволит спланировать его в зависимости от того, что вы хотите осмотреть более тщательно: место столкновения с рифом, пробоину, через которую прошла вода, тип груза. Важно правильно рассчитать расход воздуха, учитывая среднюю глубину погружения и путь от бота и обратно. В этом случае воздух должен быть разделен на три части: треть на путь к кораблю, треть на обратный путь и треть на всплытие и аварийные ситуации. Большинство кораблей в Красном море лежат на рифах на небольших глубинах, что облегчает погружение. Обследуя обломки лучше сначала осмотреть весь корабль с некоторой высоты, чтобы получить общее впечатление. Тогда вам будет легче понять, как и почему затонуло судно, где находится груз и, следовательно, спланировать осмотр. Кроме того, вид спящего гиганта на расстоянии вызывает очень сильные чувства. Только после такого осмотра, вы можете продолжить движение к конструкциям судна и обследовать все детали, всматриваясь в любые отверстия и щели. Если размеры корабля очень большие, то нужно действовать очень осторожно и умело пользоваться стабилизирующим жилетом. Не используйте ласты, если вы плывете у дна моря, т.к. это может замутить воду и затруднить ваш путь. Не забывайте, что все обломки покрыты толстым слоем грязи и при малейшем неаккуратном движении она может сильно уменьшить видимость. Продвигаясь вперед, используйте руки, а не ласты. Собираясь проникнуть в какое-либо помещение или отверстие, убедитесь, что там есть окно дверь или люк, через который вы сможете выбраться. Если же помещение находится в полной темноте, то лучше воспользоваться тем же отверстием для выхода. В этом случае важно не замутить воду, а иногда полезно привязать конец веревки непосредственно у входа к надежной части конструкции, которая будет постепенно разматываться по мере вашего продвижения. В любом случае, вы должны держаться рядом с дайвмастером, который должен знать каждый крючок на объекте. Группа должна состоять из двух - трех дайверов и дайвмастера.
| | Останки судна Salem Express достаточно мало покрыты осадком. Это усиливает ощущение трагедии, произошедшей на корабле в ночь с 15 на 16 декабря 1991 года, и повлекшей за собой смерть 510 людей, главным образом религиозных паломников, возвращающихся домой из Мекки. |
| | Дайвер пробирается среди контейнеров, закрепленных на борту судна Umbria. Капитан дал приказ затопить корабль, чтобы предотвратить попадание самого судна и его особо ценного груза в руки Британии. |
|
| | На форштевне судна Chrisoula K. можно заметить металлическую конструкцию, служившую каркасом для тента, защищавшего палубу от жаркого солнца. Подобное сооружение было обычным явлением для судов, ходивших по Красному морю. | | Устремленная вверх радио антенна грузового судна Zabargad. | | Дайвер исследует боковые планки на киле буксира, затонувшего в Abu Galawa.
| | Фотография демонстрирует огромный размер корпуса Ohiannis D. Эти обломки - одна из наиболее "фотогеничных" аварий Красного моря. | | Нет ничего более волнующего для дайвера, чем исследование внутренностей судна Thistlegorm. На снимке виден один из грузовиков, находившихся на борту. |
|