|
Боевые искусства - это философия действия, способ выражения своего эстетического потенциала посредством физической активности. Ключевым в этом определении является словосочетание 'физическая активность', поскольку в боевых искусствах, как и во всем прочем, совершенства можно достичь только упорной практической работой.
Ценность практических занятий трудно переоценить. Когда ваш воспитанник выучит какую-либо технику, убедите его в необходимости упорно и целенаправленно отрабатывать и шлифовать ее. Но прежде чем приступить к практическому освоению техники, ученик должен четко представлять себе, что и каким образом ему требуется выполнить. Объясняйте воспитанникам цели каждого действия и демонстрируйте средства, с помощью которых эти цели можно достичь. Другими словами, внедряйте в сознание своих учеников точный образ того движения, которому вы хотите их научить. Если вам это удастся, ваши ученики легко смогут мысленно представить себе изучаемое действие.
Развитие способности мысленного представления движения важно по нескольким причинам.
Во-первых, оно является основой действий спортсмена, которые будут управляться имеющимся в сознании зрительным образом.
Во-вторых, мысленное представление требуемого физического действия является его моделью, содержащей в себе все составные части движения. После каждой попытки ученик имеет возможность скорректировать реальное действие по его зрительному образцу.
Кроме того, использование мысленного представления существенно снижает риск получения травм, которые могут быть следствием неверного представления о том, как именно выполняется то или иное движение.
Сформировав ясный зрительный образ изучаемой техники, можно приступать к упорной и интенсивной отработке ее на практике. Регулярные и усердные практические занятия развивают скорость, точность выполнения техники и способность применять ее в конкретных ситуациях боя. Чем упорнее тренируется спортсмен, чем больше времени и сил он отдает отработке изучаемой техники, тем меньше при выполнении ее опирается он на зрительный образ. Когда ученик приближается к уровню мастера в исполнении определенной техники, он может проводить ее практически без помощи мысленного представления.
Последовательность действий при проведении физической практики:
1. Определение цели
2. Создание мысленного образа
3. Создание элементарной модели действия
4. Физическая практика
5. Увеличение скорости и точности
6. Определение практического применения
7. Отработка практического применения
8. Развитие автоматизма движения
9. Усвоение и закрепление
10. Мастерство
Практика, однако, не приводит к мастерству автоматически. Мастерство достижимо лишь в том случае, когда практические занятия сопровождаются твердой решимостью довести выполнение определенного технического приема до совершенства. Убедите учеников, что только отработка техники со всей серьезностью может привести к действительному овладению ею. Не допускайте, чтобы оттачивание техники превратилось в механическую работу, при которой спортсмены обращают минимум внимания на то, что делают. Убедившись, что ученики серьезно подходят к практическим занятиям, увеличьте интенсивность тренировок. Чем больше времени и сил отдается практическим занятиям, тем более высокого уровня мастерства достигнут спортсмены.
Практика, сопровождаемая твердым настроем на совершенствование, возможна только при развитой самодисциплине. Дисциплина является главной целью занятий боевыми искусствами, а практика представляет собой средство достижения этой цели. Только основанная на дисциплине практика может привести к овладению мастерством в боевых искусствах. Механически повторяемые упражнения не способствуют повышению уровня спортсмена, напротив, они влекут за собой развитие дурных привычек и превращают практические занятия в скучную и монотонную работу, вследствие чего ученики зачастую покидают школу.
Ссылки по теме:
Физическая практикаУмственная практикаДисциплинаупр. 8 - 11упр. 4 - 7
|