Учащиеся с разными способностями
Практически в каждой группе неизбежно оказываются как одаренные учащиеся, так и такие, способности которых ниже средних. Если вы сосредоточите свое внимание только на тех или других, то на долгом пути обучения наверняка потеряете многих своих воспитанников. Неопытные преподаватели час-то склонны отдавать предпочтение талантливым ученикам и уделять им на занятиях особое внимание. Поступив так, вы заденете самолюбие средних и слабых учащихся, которые в конечном итоге уйдут из группы. С другой стороны, если вы будете обращать повышенное внимание на слабых учащихся, остальным занятия покажутся скучными и неинтересными.
Поэтому на тренировках целесообразно ориентироваться на спортсменов среднего уровня. Чтобы интерес к занятиям сохранялся у всех учащихся, включая наиболее способных и отстающих, старайтесь сделать тренировки сбалансированными. состоящими как из простых, так и из сложных упражнений, коллективных игр и предполагающих соперничество заданий.
Талантливые учащиеся
Талантливым учащимся необходимо дополнительное, особое руководство, благодаря которому они смогут полностью раскрыть свой потенциал. Для максимального развития наиболее сильных качеств способных учеников с ними можно проводить индивидуальные тренировки до или после общих занятий. Во время групповых тренировок как можно подробнее анализируйте и оценивайте их самостоятельную работу. Ставьте перед ними высокие цели и помогайте таким ученикам полностью раскрывать свои возможности для их достижения. Стремление к достижению цели является формой самодисциплины, обладать которой крайне важно для талантливых учащихся. Если они смогут вырасти до уровня, позволяющего участвовать в соревнованиях, самодисциплина поможет им сделать над собой последнее, необходимое для победы усилие.
На продвинутом уровне обучения предоставьте способным ученикам всю необходимую им дополнительную информацию и используйте специальное оборудование, чтобы они имели возможность прогрессировать независимо от группы. В этом отношении очень полезными зарекомендовали себя аудио-визуальные средства обучения. Записав выступление спортсмена на видеопленку и просмотрев его вместе с учеником, вы тем самым поможете ему в совершенствовании всех нюансов выполняемых движений. Всегда помните, что любой ваш ученик, обладающий способностями выше средних, в будущем может вырасти в выдающегося бойца и внести весомый вклад в развитие боевых искусств.
Однако будьте осторожны, раздавая талантливым ученикам авансы. Многим одаренным от природы спортсменам часто не хватает терпения. Они знают, что в мастерстве превосходят остальных и могут отлично выполнить любую технику, затратив для этого незначительные усилия. Подобное мнение о себе может превратиться в самонадеянность. И вы должны уметь отличать обоснованную гордость своим мастерством от ложной самонадеянности. В первом случае человек уважает себя и остальных, во втором - не уважает никого. Гордость - конструктивное качество, тогда как самонадеянность - деструктивное. Поскольку одной из целей занятий боевыми искусствами является развитие позитивных сторон личности, вы должны убедительно объяснить своим ученикам разницу между гордостью и самонадеянностью. Чтобы препятствовать формированию этого негативного качества, помогите одаренным спортсменам сосредоточиться на развитии их сильных сторон.
Отстающие учащиеся
При обучении учащихся, способности которых ниже среднего уровня, вы должны быть предельно терпеливы. Разговаривая с ними, будьте особенно осторожны в выборе слов, так как любая ваша негативная оценка их мастерства или способностей может отрицательно сказаться на их желании продолжать занятия. Ведите себя с ними как с учащимися среднего уровня. Если они физически не могут идеально выполнить какое-то определенное движение, пусть пытаются отработать его до максимально возможных для них пределов. Слабые ученики смогут добиться каких-то успехов только в том случае, если под вашим постоянным руководством будут упорно и настойчиво трудиться и очень постепенно изучать новые техники. Следите, чтобы отстающие спортсмены не пропустили ни одной темы, иначе этот пробел в знаниях станет для них позже камнем преткновения.
Убедите слабых учеников, что для прогрессирования и совершенствования мастерства необходимо с чего-то начинать. В конечном итоге, талантлив спортсмен или нет - решающего значения не имеет. Невозможно стать мастером, если не начать изучение любого искусства с самых азов. Не так важно, с чего вы начнете, как то, насколько заметно вы будете прогрессировать.
Прекрасной иллюстрацией, доказывающей справедливость этого утверждения, может послужить следующая история. Когда девушка решила заняться тхэквондо и приступила к тренировкам, то оказалось, что многие движения и техники не даются ей так просто, как другим учащимся. Однако она не смирилась с этим и не бросила занятия, а поставила перед собой цель быть не хуже остальных. Для этого она стала работать упорнее и старательнее, чем многие из моих учеников. Подтянувшись до среднего уровня мастерства, она уже настолько привыкла тренироваться дополнительно и настойчиво оттачивать техники, что продолжала заниматься сверхурочно с прежним усердием. В итоге именно проявленное упорство помогло ей успешно решить многие поставленные перед собой задачи, в числе которых были неоднократные победы в соревнованиях и завоевание черного пояса. Она не только научилась уверенно преодолевать возникающие перед ней препятствия, но и стала действительно квалифицированным мастером боевых искусств.
Примеры повседневной жизни регулярно подтверждают правило, что при выполнении любого дела важны не столько ваши начальные способности, сколько упорство и настойчивость, с которыми вы готовы эти способности развивать. Если вы поставите перед собой определенную задачу и, решив ее, прекратите дальнейшие усилия по самосовершенствованию, это будет означать, что вы достигли предела своих возможностей. Однако если вы не станете ограничивать себя пределами, выражающимися в понятиях "сколько" и "когда", то обнаружите, что ваши потенциальные возможности безграничны. Убедите в этом своих учеников. Помогите им освободиться от надуманных ограничений, чтобы они на собственных примерах прочувствовали беспредельность возможностей человеческого духа.
Обучайте отстающих спортсменов основам вашего искусства. Настаивайте на регулярной и многократной отработке ими базовых техник. Через постоянное повторение основных движений, составляющих фундамент вашего стиля, они обретут мастерство и уверенность в собственных силах. Даже не приступая к изучению сложных техник, они смогут принимать полноценное участие в тренировках и соревнованиях. Успехи отстающих учеников будут непосредственно зависеть от вашей способности правильно подобрать техники, которым вы станете их обучать.
Ссылки по теме:
Различие подходовСпособы обученияРуководство группойЯичницаОмолаживаем лицо c помощью йоги
|