|
Выше говорилось об отсутствии метафор и аллегорий в хайку. Но если быть совсем точными, то необходимо признать: большинство классических хайку содержат множество своеобразных "намеков" на опредененные местности, события, людей, а также на произведения предшественников. В таких хайку происходит не только фиксация "здесь и сейчас", но возникает и "мостик" в другие времена и страны. Это тоже соположение, но в исторической перспективе: рядом ставятся миг и Вечность, как улитка и Фудзи.
Другое дело, что в отличие от западной поэзии, подобные намеки в хайку делаются очень тонко - читатель опять же получает "неразжеванный" образ и сам достраивает его самостоятельно в своей голове. Так работают описанные выше сезонные слова-киго: упоминание "елочной игрушки" или "белой ночи" сразу вызывает ощущение вполне конкретного сезона, хотя он и не назван напрямую.
Более сложные "отсылки к Вечному" - географические названия, намеки на исторические события, известные произведения культуры или народные обычаи - встречаются в современных западных трехстишиях гораздо реже, чем в японской классике, где каждое название, имя или фразеологизм тянули за собой целый шлейф ассоциаций:
Молния -
Волны стеною вокруг островов
Акицусима
Бусон
Как указывается в статье Харуо Сиране "За пределы мгновения хайку", в этом трехстишии Бусона гораздо больше работы воображения и игры слов, чем личного опыта. Стихотворение вообще не понять без дополнительного толкования. Тут и "молния" как сезонное слово для периода сбора риса, и древнее японское название "Акицусима", означающее "острова, на которых растет рис". И наконец, сама картинка с островами в волнах, снятая как бы с высоты птичьего полета - вполне возможно, еще одна ассоциация с рисовым полем, залитым водой.
Создание такой "концентрированной образности" - пожалуй, самый сложный прием для современных поэтов, живущих в мире размытых и перепутанных мультикультурных ценностей. Но именно такие трехстишия "с зацепками за Вечность" наиболее близки к тому, чтобы называться "хайку" в классическом смысле:
зима
застыла на стекле
"Большая Волна" Хокусая
Алексей Андреев
Санкт-Петербург.
А в моем Ленинграде
не было столько ворон...
Михаил Сапего
не замечала,
как комната бела, пока
не это красное яблоко...
Анита Вирджил
Глиняные божки,
а рядом глиняные горшки
на прилавке
Максим Милосердов
www.haiku.ru
Акции 'Казаньоргсинтез' активно скупаются на бирже
Более чем в два раза выросли котировки акций крупнейшего производителя полиэтилена в России
Окна из дерева
Некоторые люди вместо пластиковых выбирают деревянные окна (или по-другому "евроокна")
Ремонт паркета
Каждому, даже самому дорогому паркету, время от времени необходим ремонт
Ссылки по теме:
Концентрированная поэзияХайкуФормаСоположениеОбраз
|