| Рельефная буква "D" украшает трубу грузового судна "Ghiannis D.", затонувшего в водах Sha'ab Abu Nuhas. | | Основой при идентификации обломков являются находки дайверов: бутылки, тарелки, кувшины, сосуды и др. Однако трогать и передвигать что-либо на затонувших кораблях нельзя. | | Находка фарфоровых тарелок с названием судна стало ключевым фактором при идентификации обломков "Dunraven". |
| Нет более волнующего занятия, чем порыться в книгах и архивах в поисках истории затонувшего судна либо до, либо после непосредственного исследования обломков. Без этой стадии само погружение становится неполным. В дайв-центре вы, скорее всего, узнаете только название корабля, происхождение и несколько обрывочных сведений о самом крушении.
Совсем другое дело - подробно исследовать историю корабля: время построения, маршруты, сменяющие друг друга удачи и несчастья и, наконец, его крушение, которое часто остается самой сложной загадкой.
Если судно известно, то вы можете почерпнуть информацию из журнальных статей или книг. Не упускайте возможность поговорить с местными жителями, рыбаками, матросами, которые обычно в курсе всех событий в окрестностях. Рыбаки должны хорошо знать местоположение затонувших кораблей, так как эти места богаты рыбой. Поиски могут быть долгими и утомительными и безуспешными, к тому же судно должно лежать на приемлемых для погружения глубинах. Вот почему так важно знать географические координаты места, где лежит затонувший объект, которые можно получить в гидрографических бюро, имеющихся в любой стране.
Кроме того, можно использовать различные системы определения координат, например GPS (the Global Positioning System), прямо на борту. Этот инструмент производит триангуляцию со спутниками, запущенными на орбиту, что позволяет определять местоположение объектов с большой точностью, при этом ошибки обычно не превышают нескольких сотен метров и зависят от точности координат и уровня принимающего сигнала. Не забывайте и о старинном, но проверенном способе определения местоположения объектов с помощью компаса.
После того, как предполагаемое место крушения судна определено одним из вышеназванных способов, приступают к исследованию дна моря эхолотом. Если сведения об объекте незначительны и неизвестно даже название судна, то поиски лучше сконцентрировать в трюме или на нижней палубе, где могут находиться предметы с надписями. Родину корабля часто можно определить по грузу и снаряжению. Форма и приблизительные размеры корабля, тип двигателя, причина крушения и другие сведения станут необходимой базой для следующей стадии исследования, который включает поиски по Регистру Ллойда, посещение морских музеев, запросы в гидрографические бюро, пароходства и торговый флот.
Когда название судна известно, все гораздо проще, так как информация будет относиться к одному определенному кораблю. Если крушение произошло недавно, вам помогут статьи в газетах, а также спасшиеся во время крушения люди. | | | Эти фотографии показывают возврат шкива и бронзового колокола на корабль "Chrisoula K.": без такой операции иногда невозможно определить название корабля. | | Дайвер освещает две бутылки "London soda water", которые были частью груза "Carnatic". |
|